Неандертальцы: приматы и художники
За последние годы представления о давно вымерших родственниках резко переменились. Неандертальцы, еще недавно казавшиеся бессловесными и угрюмыми полуобезъянами, оказались умелыми мастерами, лекарями и даже художниками. Итак, что же они умели?
Всего несколько десятилетий назад развитие нашего вида выглядело почти линейной последовательностью событий. Примитивного человека прямоходящего сменили неандертальцы, а их, в свою очередь – более «совершенные» сапиенсы. Считалось, что неандертальцы не могли говорить, испытывали проблемы с абстрактным мышлением, не знали искусства и метательного оружия. На этом фоне наши прямые предки Homo sapiens смотрелись очень выгодно: как общительные, рисующие, вооруженные копьями и стрелами, и в целом весьма разумные. Однако череда недавних открытий расстроила эту приятную картину. Похоже, что неандертальцы вовсе не были теми дикими полуживотными, какими обычно их изображает «пропаганда сапиенсов».
Об этом говорит и статья, вышедшая на днях в журнале PNAS. Ее авторы рассмотрели красные линии, которые были замечены на стенах пещеры Де-Ардалес в Испании еще в 1921 г. Выяснилось, что полосы пигмента не могли появиться в результате естественных биологических и геологических процессов. Они были оставлены кусками богатых железом пород, которых нет ни в пещере, ни в ее окрестностях. А уран-ториевая датировка показала, что возраст линий составляет от 45 до 66 тыс. лет – время, когда в местных горах обитали лишь неандертальцы.
Получается, что они целенаправленно подобрали красные железосодержащие минералы и принесли их в пещеру, чтобы рисовать. Прежде никому и в голову не приходило, что эти «полулюди» способны к чему-либо подобному. Отношение к неандертальцам и их умственным способностям изменилось лишь в конце прошлого века. А начало этим переменам положили находки, сделанные совсем в другой пещере.
Забота о живых и мертвых
На рубеже 1950-1960 гг. американские археологи, работавшие в пещере Шанидар в Ираке, раскопали останки девяти неандертальцев. Особенное внимание привлек скелет Шанидар-1, принадлежавший особи весьма приличного возраста (40-50 лет) и сильно потрепанной. Мужчина еще при жизни потерял часть правой руки, а с левой стороны черепа сохранились трещины от жестокого удара, в результате которого он, скорее всего, ослеп на левый глаз. Костные шпоры в ушных каналах – «ухо серфингиста», которое развивается из-за частого попадания внутрь холодной воды и ветра – ослабили его слух, а не лучшим образом сросшиеся переломы ног затрудняли ходьбу.
Иначе говоря, неандерталец Нэнди, как назвали его археологи, был хром, одноглаз и однорук. Исключено, чтобы он смог самостоятельно восстановиться после подобных травм – между тем, его раны зажили, и он прожил еще немало лет. Очевидно, что за ним присматривали и ухаживали, что может указывать на существование альтруизма и других черт поведения, которые обычно приписывают лишь современными людям. А скелет Шанидар-2 был найден с горсткой камней (кремнистый сланец), из которых часть уже обработана, но ни один не несет никаких следов использования. Тут же обнаружились следы большого костра подходящего возраста – все указывает на ритуальное сожжение трупа вместе с погребальным инвентарем, необходимым для жизни в загробном мире.