Искусственный интеллект: самое большое разочарование XXI века?
Люди разговаривают с «Алисой», пользуются фильтрами в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), компании заменяют людей роботами. Однако все это вспомогательный труд — думать сами роботы все еще не умеют. О том, есть ли у них шанс научиться, размышляет Алекс фон Розен, технический директор финтех-проекта «Первый ЦУПИС»
Чего мы ждали и что получили
Больше столетия люди мечтали о появлении мыслящих механизмов и о том, что они не просто разделят с нами тяжкое бремя монотонного труда, но и станут братьями по разуму. Построили ли мы самопрограммирующийся автомат? Да, но с оговорками.
Пускаясь в рассуждения об ИИ, важно не допускать терминологической путаницы и разделять понятия «робот», «интеллект» и «сознание».
Под роботом следует понимать некое устройство, работающее по заложенной в него программе и способное выполнять конкретные задачи. Интеллект в широком смысле — способность анализировать изменения условий внешней среды и реагировать на них. С сознанием сложнее всего — это производная интеллекта, некая высшая форма мыслительной деятельности, присущая, насколько нам известно, лишь человеку и проявляющаяся в способности субъективно отражать события окружающего мира в рамках своей нервной деятельности.
В коллективном бессознательном все три понятия смешиваются, и говоря об искусственном интеллекте, обыватели часто представляют наделенный интеллектом и сознанием искусственный организм. Никаких актов божественного творения и гомункулусов из пробирки, лишь кропотливый труд в области, лежащей на пересечении старых добрых аналитических алгоритмов и искусственных нейронных сетей. Таким образом, тот ИИ, что мы имеем сегодня — правнук туалетного бачка, одного из простейших саморегулирующихся механизмов, и кузен лабораторной мыши — это уже к нейронным сетям (интересующиеся могут начать с «Логического исчисления идей, относящихся к нервной деятельности» и прочих фундаментальных трудов).
Слабый, но полезный
Наглядных и очевидных примеров самоорганизующихся систем в живой природе больше, чем в неживой, поэтому в качестве прототипа искусственного интеллекта вполне ожидаемо был взят интеллект естественный. Развитие вычислительной техники и нейрофизиологии к середине XX века подарило нам сначала концепцию искусственной нейронной сети, а затем и множество рабочих моделей, воплотивших в кремнии и программном коде общие алгоритмы интеллектуального взаимодействия с окружающим миром. Мы научились успешно копировать части нервной системы человека, чтобы решать четко очерченные задачи, с которыми классические аналитические алгоритмы справлялись с трудом, и уже в 2021 году можем похвастаться повсеместным употреблением нейронных сетей — от биометрической верификации до предсказания погоды.