Остров ожидания
О том, какое это хлопотное дело, – быть божеством в нашем постколонизаторском, мультикультурном, глобальном и политкорректном мире. Посмотри, как не повезло Филиппу, и постарайся не попадаться так же глупо, как он.
Один из главных камней преткновения любой власти – ее легитимность. Уязвимое место. Ахиллесова пята. Люди устроены так, что, сколько ни грози им скипетром и державой, они все равно не устают задаваться вопросом:
«А ты что за хрен с горы?» Почему человек ростом с сидящую собаку думает, что может приказывать другим? Лысый, а туда же, повелевает! Ты сперва волосы из носа вырви и пузо сдуй, а потом претендуй на мировое господство. Человек в принципе не готов подчиняться кому-то равному, кому-то точно такому же, как он сам. Нет, люди, конечно, отлично умеют кланяться и ползать на коленях, если их правильно и регулярно бить плетками, но даже в таком жалком состоянии они сплошь и рядом держат фигу в кармане. А вот чтобы истинно повиноваться, со сладостным трепетом в хребте, кипя верноподданническим экстазом, для этого непременно требуется, чтобы правитель был выше их во всех смыслах. Сильнее, прекраснее, мудрее и по всем прочим пунктам бесподобнее.
Например, очень удобно, когда царь – божество. Сразу отпадают многие лишние вопросы. Божественная природа китайских императоров или египетских фараонов позволила им особенно эффективно увенчать собой очень крупные по древним меркам царства. Люди спокойнее себя ведут, когда знают, что всем в их стране руководит существо, умеющее веером приманивать дождевые тучи и командующее солнцем. Такое начальство не может ошибаться, потому что оно само решает, что ошибка, а что путь истины.
С другой стороны, быть богом – это слишком обязывает, если в реальности ты не можешь ни летать, ни швыряться молниями. Вот и приходится от своих подданных прятаться за стенами дворцов и золотыми масками, дабы не вводить их в соблазн атеизма.
А вот быть сыном бога — милое дело. Никаких волшебств, львов, огней и злаков, произрастающих на твоем пути, никаких радуг из не предназначенных для этого отверстий – можно быть обычным человеком с самым что ни на есть смертным телом. Главное, чтобы все были уверены: папуля за тобой сверху или снизу (смотря по обстоятельствам) приглядывает и в обиду не даст. Половина всех правителей Древней Греции происходила от богов, а другая половина – от богинь.
В дальнейшем, с ростом всемирного скептицизма, божественность монархов была упразднена за ненадобностью, и пару тысяч лет народу внушали, что любой царь по определению угоден небу, потому что иначе недолго бы он в царях или президентах проходил. Как писал апостол Павел римлянам, «всяка душа властем предержащым да повинуется: несть бо власть аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть».
Кроме того, легитимность научились подтверждать законами о собственности, о наследовании, а то и о всенародном голосовании. Так что сегодня на планете правителей с божественными отклонениями можно пересчитать по пальцам.
Например, японский император Нарухито до сих пор официально считается прямым потомком богини солнца Аматэрасу (по совместительству является также воплощением буддийской бодхисаттвы Каннон). Но тут уж деваться некуда: династия уже полторы тысячи лет не прерывается, а традиции надобно соблюдать.
А еще неожиданно для себя самым настоящим божеством стал принц Филипп Маунтбеттен, герцог Эдинбургский, супруг британской королевы Елизаветы.
Старое карго
Еще с конца XIX века в Меланезии* стали распространяться так называемые карго-культы (cargo – груз). Если кто забыл, то карго-культом называется оригинальный способ получения житейских благ, придуманный тамошними аборигенами. Увидев, что у бледных чужаков есть много прекрасных полезных вещей: тканей, консервов, конфет и пистолетов – меланезийцы сделали естественный вывод: «Они украли все это у нас». Логика безупречная: а) конфеты на деревьях не растут, и прочные синие штаны с дикой свиньи не снимешь; б) следовательно, это вещи не простые, а волшебные, созданные духами; в) духи нашего племени – самые лучшие и сильные, всемерно о нас заботящиеся, это аксиома; г) раз мы не получаем от наших духов конфет, значит, эти конфеты попадают не по назначению, а в чьи-то мерзкие бледные лапы. Попробуй оспорь.