Не знали, для кого продукт и какие задачи он должен решать: почему провалились «умные» часы Pebble
Выручка Pebble Technology в один год удвоилась, так что она расширила штат, сняла офис побольше и удвоила расходы. Но продажи пошли на спад: на рынок вышла Apple и другие, а компания так и не смогла понять, кто её клиент: гик, спортсмен или любой американец.
Конспект материала основателя Pebble Technology Эрика Миджиковски.
Десять лет назад — в 2012 году — производитель «умных» часов Pebble Technology запустил сбор средств на платформе Kickstarter. Компания привлекла более $10 млн и к 2016 году выручила более $230 млн. Однако устойчивый бизнес построить не смогла и в том же 2016-м закрылась, оставшись без денег.
В 2022 году, в честь годовщины, основатель компании Эрик Миджиковски решил рассказать, почему дело провалилось и какие уроки он из этого извлёк.
С чего всё начиналось
Автор идеи «умных» часов Pebble Эрик Миджиковски проводил любительские эксперименты с потребительской электроникой ещё в нулевых. Однажды, например, по просьбе дяди пытался взломать прикроватные часы, чтобы те проецировали электронные письма с Blackberry на потолок.
Работу над потенциальным прототипом Pebble он начал уже в 2008 году — во время учёбы на инженерном факультете. Особого выбора на рынке тогда не было, говорит инженер: разве что аксессуары от Sony Erisson, которые показывали звонящего абонента и стоили по $300.
Сперва Миджиковски заручился поддержкой шести друзей, с которыми разрабатывал устройство inPulse, а к 2011 году привлёк инженера Эндрю Витте. Именно он, по словам основателя, и разработал дизайн часов Pebble «следующего поколения» от новоиспечённой компании Pebble Technology.
Благодаря участию в бизнес-инкубаторе Y Combinator команде удалось привлечь от бизнес-ангелов $375 тысяч, но у традиционных инвесторов предприятие интереса не вызвало. Так что в апреле 2012 года Pebble Technology запустила краудфандинговую кампанию на платформе Kickstarter.
Она привлекла более $10 млн и за следующие пять лет продала более 2 млн часов. «В общем, у компании за плечами целая история, но я не буду вдаваться в её детали, — пишет Миджиковски. — Лучше сконцентрируюсь на том, почему в итоге она провалилась».
Что пошло не так
В 2015 году Pebble Technology представила новую линейку часов — Pebble Time. В середине года провела ещё одну кампанию на Kickstarter, собрала $20,4 млн, побив тогдашние рекорды платформы, и готовилась выходить в розницу.
Вот только срок изготовления часов занимал более четырёх месяцев. Это типично для рынка потребительской электроники, но всё равно долго. Получается, товар нужно было подготовить до того, как реальные покупатели его закажут. Объём продаж в итоге оказался ниже, чем ожидал Миджиковски. Вместо минимум $100 млн они составили $82 млн.
Команда ориентировалась на успех кампании на Kickstarter, но никаким дополнительным продвижением не занималась. Не развивала рекламные каналы, не привлекала инфлюенсеров — даже директора по маркетингу наняла лишь в 2015 году.
Pebble Technology просто выставляла устройства на Best Buy и Amazon и рассчитывала, что те продадутся как-нибудь сами, пишет Миджиковски.
К концу года компания осталась с нереализованными запасами на сумму более $15 млн. Из-за этого в 2016 году ей стало не хватать денег, а выход из ситуации найти не удавалось по целому ряду причин, говорит основатель.