В конце 1990-х мир охватил бум строительства огромных телескопов

Королевство больших зеркал

В конце 1990-х мир охватил бум строительства огромных телескопов, о которых астрономы XX века могли только мечтать. Благодаря им новости пестрят астрономическими открытиями, а тем временем на наших глазах сооружаются еще более грандиозные инструменты.

Анатолий Глянцев

Чтобы иметь контрольный источник света, астрономы лучом лазера зажигают в небе искусственную «звезду». Фото: ESO / Y. Beletsky

В пустыне Атакама в Чили — мекке астрономов всего мира благодаря на редкость безоблачному небу и чистому воздуху  — строится Экстремально большой телескоп (Extremely Large Telescope, или ELT). Он будет иметь сегментное зеркало диаметром ни много ни мало 39 м. Этот гигант, принадлежащий Европейской южной обсерватории (European Southern Observatory, или ESO), должен вступить в строй в 2027 году. Там же, в Чили, сооружается Гигантский магелланов телескоп (Giant Magellan Telescope), принадлежащий США. Его семь зеркал, каждое диаметром 8,4 м, должны увидеть первый свет в 2029 году. В 2014 году на Гавайях началось строительство Тридцатиметрового телескопа, приостановленное по юридическим причинам. XXI век обещает быть временем грандиозных телескопов и столь грандиозных открытий.

Размер имеет значение

Разумеется, ученые не гонятся за рекордами ради самих рекордов. Размер действительно имеет значение. Телескоп собирает скудные лучи ночных светил и концентрирует их в одной точке — фокусе. Обычно это делается с помощью вогнутого зеркала. Чем больше зеркало, тем больше света соберет инструмент, и тем более тусклые объекты будут видны. Человеческий глаз едва различает звезды шестой величины, а Большой канарский телескоп (Gran Telescopio Canarias, или GTC) может добраться и до 26-й благодаря своему 10-метровому зеркалу, крупнейшему в мире. Разрешение — способность различать тонкие детали — тоже напрямую зависит от размера зеркала. Невооруженный человеческий глаз имеет разрешение около одной угловой минуты. Другими словами, он способен различить две детали, отстоящие друг от друга на тридцатую часть лунного диска. Современные телескопы обеспечивают в десятки раз лучшее разрешение — до долей угловой секунды. Неудивительно, что история телескопостроения — это во многом история погони за размером.

На пределе и за пределом

В 1975 году в СССР вступил в строй БТА (Большой телескоп азимутальный) с 6-метровым зеркалом. Он был сооружен на пределе возможного для существовавших тогда материалов, технологий и всего подхода к телескопостроению. Казалось, БТА на долгие десятилетия обеспечил себе звание рекордсмена. Ведь и его предшественник, пятиметровый американский «Хейл», более четверти века оставался крупнейшим в мире.

Но едва минуло 16 лет, как свои первые звезды увидел гавайский телескоп Кека с зеркалом неслыханного диаметра — 9,8 м. В 1996 году в строй вступил его двойник «Кек-2». После этого крупные инструменты посыпались как из мешка. В 1997 году в США начал работу 9,2-метровый «Хобби-Эберли». С 1998 по 2000 годы в строй вступили четыре 8,2-метровых зеркала Очень большого телескопа (Very Large Telescope, или VLT), принадлежащего ESO. По суммарной площади зеркал он и сейчас остается крупнейшим в мире. В 1999 году на Гавайях начал работу 8,2-метровый «Субару». Охватившая мир «телескопная лихорадка» продолжилась и в 2000-е, так что сегодня БТА не входит даже в первую десятку. Что, впрочем, отнюдь не делает его плохим инструментом: наука делается не только рекордсменами.

Чем же вызван прорыв, о котором в 1970-х астрономы не могли и мечтать?

Строящийся гигантский Магелланов телескоп (Чили). Фото: Giant Magellan Telescope - GMTO Corporation

Учить всему всех всеми Учить всему всех всеми

Нарастающее усложнение современного мира — это системный вызов образованию

Почему люди моргают? Почему люди моргают?

Для чего человеческому организму нужен механизм моргания?

Геотермальная энергетика — от горячих источников до глубинных горячих пород Геотермальная энергетика — от горячих источников до глубинных горячих пород

Заставить работать глубинное тепло Земли непросто и дорого, но затраты окупаются

Как полюбить планету: 5 книг об экологии и осознанной жизни Как полюбить планету: 5 книг об экологии и осознанной жизни

5 книг для начинающих эко-активистов, защитников природы и даже эко-скептиков

«Слишком много шума» «Слишком много шума»

Лев Ландау выделялся глубоким пониманием всех разделов физической науки

Отрывок из нового романа Ксении Буржской «Пути сообщения» Отрывок из нового романа Ксении Буржской «Пути сообщения»

Глава из романа «Пути сообщения» — о сложном выборе ради спасения жизни другого

Как отключить старость Как отключить старость

Александр Суворов об одном из перспективных направлений борьбы со старением

Ближе к земле: как Kaspersky Antidrone стал зарабатывать сотни миллионов рублей Ближе к земле: как Kaspersky Antidrone стал зарабатывать сотни миллионов рублей

Kaspersky Antidrone демонстрирует немейнстримное проявление возможностей ИИ

Сон о Соне Сон о Соне

Самая сексуальная солистка самой популярной группы дала нам интервью!

Терапия одиночества: почему время наедине с собой помогает нам исследовать жизнь Терапия одиночества: почему время наедине с собой помогает нам исследовать жизнь

Как рассматривать время, проверенное наедине с собой, не как лишение

Подземелья холодной войны: секретная база подводных лодок Подземелья холодной войны: секретная база подводных лодок

Место, где можно кожей ощутить масштабы гонки вооружений времен холодной войны

Тумблер для генов: как работает эпигенетика и при чем тут косметология Тумблер для генов: как работает эпигенетика и при чем тут косметология

Какие перспективы есть у эпигенетической косметологии?

Гитлер. Поход во власть Гитлер. Поход во власть

Человек, создавший Третий рейх, был, несомненно, злым гением

Когда летние шины выгоднее всего покупать: секрет хитрых водителей Когда летние шины выгоднее всего покупать: секрет хитрых водителей

Хитрые водители разделяют покупку и установку шин

«Только, пожалуйста, останься со мной»: история любви, побеждающей страх «Только, пожалуйста, останься со мной»: история любви, побеждающей страх

Какой сильной бывает любовь

Артемида, Гера, Деметра: 3 архетипа фаллических женщин — разбор с психологами Артемида, Гера, Деметра: 3 архетипа фаллических женщин — разбор с психологами

Почему некоторые женщины стремятся обладать властью и подавлять других?

Как правильно питаться весной: советы эксперта Ба Цзы Как правильно питаться весной: советы эксперта Ба Цзы

Весной энергия Ян начинает возрастать, но она еще недостаточно сильна

Пять знаменитых женщин, которые любили выпить Пять знаменитых женщин, которые любили выпить

И среди великих женщин встречались яркие личности, неравнодушные к алкоголю

По следам героев фильма «Чебурашка» По следам героев фильма «Чебурашка»

Маршрут по локациям съемок «Чебурашки»: все их можно посетить за одну поездку!

Да здравствует вчерашний день: почему мы так любим ностальгию Да здравствует вчерашний день: почему мы так любим ностальгию

По чему ностальгируют разные поколения?

Чувствуете себя уставшим? Эти 4 продукта забирают вашу энергию! Чувствуете себя уставшим? Эти 4 продукта забирают вашу энергию!

Обратите внимание на эти 4 продукта — они могут быть виновниками вашей усталости

ООН: человечество должно изменить свое отношение к использованию воды ООН: человечество должно изменить свое отношение к использованию воды

Генеральный секретарь ООН обратился к миру с призывом сохранить водные ресурсы

Лицензия на потребление Лицензия на потребление

Как Джеймс Бонд превратил Холодную войну в развлечение

Михаил Миндлин — о том, как решить спор между музеями и РПЦ и где грань между идеологией и PR Михаил Миндлин — о том, как решить спор между музеями и РПЦ и где грань между идеологией и PR

Как решить спор о перевозке древних икон?

Персона Персона

О кризис-менеджменте, конкурентной борьбе и западных бизнес-стратегиях

Robb Report
Что нужно знать, чтобы посмотреть «Джон Уик — 4»: вспоминаем первые три серии Что нужно знать, чтобы посмотреть «Джон Уик — 4»: вспоминаем первые три серии

Сюжет, персонажи и любопытные факты о всех фильмах «Джон Уик»

Новый Renault Espace стал кроссовером похожим на Austral Новый Renault Espace стал кроссовером похожим на Austral

Рассматриваем новый Renault Espace

4x4 Club
Высокобелковое питание обеспечило дрозофил и мышей крепким сном Высокобелковое питание обеспечило дрозофил и мышей крепким сном

Пища, богатая белком, снижает у плодовых мух и мышей пробуждаемость от сна

Чем опасны искусственные подсластители: 6 страшных последствий для здоровья Чем опасны искусственные подсластители: 6 страшных последствий для здоровья

Думаете, если заменить обычную колу на диетическую, вы сможете похудеть?

Сила спорта. Оценка проектов в сфере физической культуры и массового спорта | The Power of Sport. Evaluation of Projects in the Field of Physical Culture and Grassroots Sport Сила спорта. Оценка проектов в сфере физической культуры и массового спорта | The Power of Sport. Evaluation of Projects in the Field of Physical Culture and Grassroots Sport