Выбор профессии и будущего — сложнейшая задача

НаукаОбщество

Как студенту понять, чего же он хочет

Марина Калашникова

Традиционная система заточена под массовое образование, где единицей учебного плана является группа, а не человек. Фото: Getty Images

Сложившая в России система высшего образования видит вчерашнего школьника — своего первокурсника — как человека уже зрелого, который выбирает профессию осознанно, который пришел в университет, чтобы стать профессионалом и занять в недалеком будущем свое четкое место на рынке труда в строгом соответствии с полученной квалификацией, указанной в дипломе.

Трудно представить себе что‑то менее соответствующее реальности. Выбор профессии и будущего — сложнейшая задача. Школьник имеет весьма специфическое представление о мире профессий: его взгляд сформирован семьей, близким окружением и собственными фантазиями.

Образовательная труба и свободные науки

Традиционные программы высшего образования — так называемая образовательная труба: вход и выход предопределены четким учебным планом, вариативность реализуется на уровне отдельных курсов, специализации — в рамках кафедр одного факультета, не шире. И если студент передумал на втором курсе и решил, что социология, например, это не его, то не очень понятно, что ему делать дальше. Есть несколько вариантов: студент доучивается, потому что стыдно подвести родителей; у студента комплекс отличника, и он в принципе может хорошо учиться, даже если не нравится; студент кое-как дотягивает до диплома и заканчивает вуз, но не собирается работать по специальности; наконец, он вообще уходит из университета. Проблема в том, что российский университет в большинстве своем не ориентируется на студента как на человека. Система заточена под массовое образование, где единицей учебного плана является учебная группа, а не человек.

Иначе построены программы на принципах образовательной модели Liberal Arts and Sciences (LAS).

Слабым местом LAS считается недостаточная специализация и слабая фокусированность на серьезных «профессиональных» задачах. Так, психолог — выпускник LAS не так много изучил профессиональных курсов, как выпускник специализированной программы по психологии.

Но это разные по своим целям образовательные программы, и странно было бы спрашивать с них одинаково. Справедливости ради нужно добавить, что от критиков современного образования достается всем бакалаврским программам: неизменно подчеркивается недоученность любого бакалавра, которому место только в «Макдональдсе». Да, бакалавры — как бы «недоучки». И это нормально. После бакалавриата человек не будет и не должен быть «настоящим профессионалом».

Можно и нужно сказать, что LAS не для всех. Эта образовательная модель — для тех, кто хочет стать широко образованным, для тех, у кого сформирована такая персональная потребность. Цель современного образования — не профессия и не диплом. Образование со второй половины XX века становится частью человеческого существования. Описанный выше подход LAS — все еще инородное тело для российской системы образования, которая нам досталась от индустриальной эпохи и плановой экономики. Да и сам российский вуз нередко напоминает корпорацию. Студент — часть учебной группы. Декан факультета или директор программы руководствуется общим для всех учебным планом и образовательным подходом, а выпускники получают дипломы с одинаковой квалификацией.

В LAS вот это все отходит на второй план, в основе — внимание к каждому студенту. И конечно, у выпускников LAS могут быть и бывают трудности с выходом на рынок труда, особенно в РФ: работодатели часто не понимают, что у них за специальность. Но студент, прошедший школу LAS, умеет задавать самому себе жизненные вопросы вроде «Чем я на самом деле хочу заниматься?». С первого курса студенты учатся делать выбор, они знают, что выбор есть. И с этим же настроем и умением ориентироваться в проблемных ситуациях выпускники выходят на рынок труда. Это и есть та самая креативность, о которой много говорят в последнее десятилетие — если ты не хочешь встраиваться в систему или она тебя не принимает, создай свое пространство для деятельности.

Навык вопросов и ответов

В Liberal Arts and Sciences формируются несколько ключевых навыков.

Прежде всего это критическое мышление, то есть умение задавать вопросы. Не только вопросы почему и зачем, а более серьезные и глубокие. Вопросы о причинах и следствиях. Важно различать корреляции действий и их последствия, выявлять причинно-следственные связи.

Другой навык — это умение смотреть на мир не только с собственной колокольни. Переключение оптики — очень важная вещь. В программах LAS студенту показывают разные оптики из разных дисциплинарных полей, показывают, что с разных точек зрения один и тот же объект выглядит по-разному. И разные точки зрения приводят к задаче начать диалог об этих различиях. Когда студенты в аудитории совместно пытаются ответить на сложные вопросы, то в этот момент они учатся слышать друг друга, понимать, что существуют иные точки зрения, и понимать, почему они существуют.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Теодор Курентзис, дирижер-харизматик Теодор Курентзис, дирижер-харизматик

Оркестр musicAeterna — редкий случай среди независимых симфонических оркестров

Монокль
Камерно и точечно Камерно и точечно

Софья Синицына и ее год положительной трансформации

OK!
ТВС-2ДТС. Композитный кукурузник, который не смог ТВС-2ДТС. Композитный кукурузник, который не смог

О несостоявшейся рабочей лошадке малой авиации в России – ТВС-2ДТС

Наука и техника
Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках

Как российская компания может добавить значимых отличий своему ассортименту

Forbes
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Кабачки Кабачки

Куда девать кабачки летом?

Здоровье
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок

Книга про самый дорогогой свечной бутик в Нью-Йорке основана на реальном опыте

Maxim
Погружной или стационарный блендер: какой выбрать Погружной или стационарный блендер: какой выбрать

Сравниваем плюсы и минусы погружного и стационарного блендера

CHIP
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах

Работы, которые помогут лучше понять Дэвида Кроненберга

Правила жизни
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов 4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов

Ингредиенты в шампунях, которые могут нанести урон здоровью кожи головы

VOICE
Люди, традиции, поговорки и преступления Люди, традиции, поговорки и преступления

Из чего Льюис Кэрролл создал «Алису в Стране чудес»

Weekend
Китайские церемонии и арабская дипломатия. Как незнание культуры другой страны может разрушить бизнес Китайские церемонии и арабская дипломатия. Как незнание культуры другой страны может разрушить бизнес

Как не оказаться на грани банкротства из-за культурных различий и стереотипов

Inc.
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета? Все не просто так: почему теннисный мяч ярко-желтого цвета?

Почему в итоге ярко-желтый окрас стал «официальным» для теннисного мяча?

ТехИнсайдер
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
Как избежать ошибок на переговорах Как избежать ошибок на переговорах

Распространенные просчеты в оффлайн- и онлайн-переговорах и как их избежать

Inc.
«Британский Шиндлер»: история Николаса Уинтона, спасшего 669 детей от нацистов «Британский Шиндлер»: история Николаса Уинтона, спасшего 669 детей от нацистов

Николаса Уинстона, британского филантропа, не просто так называют «Шиндлером»

ТехИнсайдер
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Город, которому нужно 20 лет Город, которому нужно 20 лет

У Саратова есть потенциал, но ему не хватает времени

Weekend
Таблетки на ветер? Таблетки на ветер?

Как правильно выбрасывать лекарства из аптечки?

Лиза
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Зоологи подтвердили крайнюю редкость рака у черепах Зоологи подтвердили крайнюю редкость рака у черепах

Почему злокачественные опухоли редко встречаются у черепах

N+1
Кузница достойных жен: как жили воспитанницы Смольного института благородных девиц Кузница достойных жен: как жили воспитанницы Смольного института благородных девиц

Чему учились «смолянки» и как жили в стенах института

Forbes
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Генетики выявили мужчин армянского происхождения в средневековом Болгаре Генетики выявили мужчин армянского происхождения в средневековом Болгаре

Палеогенетики секвенировали ДНК похороненных у стен средневекового Болгара

N+1
Обнаружено, что верблюжье молоко уменьшает тяжесть астмы Обнаружено, что верблюжье молоко уменьшает тяжесть астмы

Как употребление верблюжьего молока снижает тяжесть астмы

ТехИнсайдер
Открыть в приложении