Гробницы первых
Молчат гробницы, мумии и кости –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И.А. Бунин «Слово»
Согласно последним данным, пути млекопитающих и рептилий (и, соответственно, птиц) разошлись около 318 млн лет назад. Однако нам известно не только время, но приблизительное место расхождения этих двух групп. Западное побережье Северной Америки, которое в то время было покрыто влажными лесами.
Змеиное дерево
Каменноугольный лес кардинально отличался от современного. Зайдя в него, мы бы не встретили ни одного цветкового растения, ни одной елочки. Немногочисленные хвойные растения, представленные ныне вымершими вольциевыми (отдел Voltziales Andreanszky 1954), отдаленно напоминали секвойи и тополи, в то время как доминирующую роль в этом зеленом царстве играли папоротники (как споровые, так и семенные), хвощи и плауны. Причем современные представители этих групп не чета карбоновой родне. Самый известный представитель каменноугольных плаунов – лепидодендрон (Lepidodendron Sternberg, 1820) – достигал в высоту 50–55 м.
Правда, не совсем корректно называть это дерево лепидодендроном. Ведь, как и в случае с большинством подобных таксонов (по крайне мере, палеозойских), растение было описано по частям. И палеоботаники, пользуясь этим, создали конструкт похлеще датского Lego. Дело в том, что Кодекс палеоботаники позволяет описывать разные части одного растения с разной степенью сохранности как отдельные таксоны. Говоря простым языком, палеоботаники запросто могут описать ветви, листья и кору одного растения как три разных рода.
В случае с лепидодендроном это разделение выходит за грань добра и зла, ведь разные формы сохранности ствола этого плауна описаны как четыре отдельных рода. Не говоря о том, что в отдельные роды выделены корни, споры, ветви и стробилы. Однако вся эта чехарда – это удел палеоботаников, для описания этого растения мы будем использовать самое известное наименование – лепидодендрон. Но хотя бы краткое описание этого растения привести стоит.
Итак, представьте себе высокий (50 м как-никак) ствол с мощными, уходящими глубоко под землю корнями и расположенным где-то под солнцем зеленым туманом кроны. Каждый молодой побег покрыт вайями с десятками иглообразных листиков, как у сосны или пихты. Где-то там же затерялись стробилы «дерева», а на нижней стороне листьев – спорангии. Подойдя поближе к стволу, вы заметите, что он покрыт массой ромбических вырезок – это рубцы, оставшиеся на месте уже опавших вай. Они образуют чешуевидную мозаику на коре дерева, которая и дала растению название (в переводе с латыни лепидодендрон – «чешуйчатое дерево»).
Ареал лепидодендронов (и некоторых его соседей по флоре) был крайне широк – его находят от Китая до Донбасса, от восточных побережий Канады до Патагонии. Одна из его окраин ареала как раз приходится на формацию Джоггинс.