При сталинской диктатуре государство всегда с подозрением относилось к гражданам

ДилетантИстория

Из разведчиков в «шпионы»

При сталинской диктатуре, да и не только при ней, советское государство всегда с подозрением относилось к своим гражданам, видя в них потенциальных «предателей родины», «врагов народа» и просто иностранных агентов. Точно так же относились к своим сотрудникам и советские разведывательные службы.

Роман Никитин

Отто Оттович Штейнбрюк. Фото 1919 года

В 1938 году, вскоре после своего исчезновения из Барселоны вместе с оперативными финансовыми средствами испанской резидентуры, её руководитель Александр Орлов-Никольский, он же Лейба (Лев) Фельдбин, он же Швед, написал на имя наркома внутренних дел СССР Николая Ежова и его автор, — своей цели, каковой являлась сделка по обмену взаимными потенциальными угрозами: НКВД не трогает его престарелую мать и тёщу в СССР и не пытается разыскать его самого за границей, а он, в свою очередь, обязуется не раскрывать известную ему агентуру советской внешней разведки.

Вне всякого сомнения, Швед был одной из ключевых фигур в закордонных операциях НКВД наряду с Дугласом (Сергеем Шпигельглазом) и Яшей (Яковом Серебрянским). Его нельзя даже отнести к «чистым» резидентам, работавшим в какой-либо одной отдельно взятой стране. Нет, скорее это «супервайзер», проводник решений Центра, своего рода «трансъевропейский» резидент. Лондон, Париж, Берлин, Вена, Барселона — такова география его деятельности. Все крупнейшие резидентуры межвоенного периода отмечены присутствием Шведа. Оттого и козыри в шантаже Сталина у него оказались сильные, например, английские источники, ставшие впоследствии известными как «кембриджская пятёрка».

Орлов-Никольский в Испании. 1936 или 1937 год

Однако было и другое, не менее важное обстоятельство: с Орловым из республиканской Испании бежала его супруга с хронически больной дочерью. Уже находясь в безопасности, невозвращенец не преминул отметить в письме, что забота о Веронике (умерла в возрасте 17 лет в 1940 году) составляет весь смысл его жизни. Вряд ли он смог бы даже помышлять о побеге, если бы его жена с ребёнком оставались в СССР.

В числе прочего Орлов ставит в письме ряд риторических вопросов. Риторических — в том числе и потому, что никакого ответа на них затаившийся в США бывший резидент ожидать не мог за отсутствием обратного адреса. Олег Царёв в «Роковых иллюзиях» (книга, написанная в соавторстве с Джоном Костелло, вышла ещё в конце прошлого века, и что-то подобное мы увидим не скоро) передаёт этот фрагмент письма Орлова следующим образом:

«На основании чего были признаны шпионами и расстреляны без суда даже такие н/работники, которые пользовались полным доверием, в то время как с их быв. сетью продолжают работать и поныне? И действительно, если П., например, был шпионом, то как же продолжают работать с таким человеком, как “Тюльпан”, которого он создал? Как он не предал “Тюльпана”? Или если М. был шпион, то как же он не предал “Вайзе”, “Зенхена” и других, с которыми продолжают работать до сих пор?»

Орлов-Никольский с дочерью. Фото без даты

Так и продолжали работать. Но как именно, беглый резидент знать уже не мог — по понятным причинам. Характерный почерк разведчика — конспиративность. О ней Орлов-Никольский не забыл, отправляя в Центр через родственника свой «финальный отчёт»: почта всё-таки самая обычная, а не дипломатическая. Но в Москве прекрасно понимали, кто скрывается за агентурными именами и даже за первыми буквами псевдонимов. Например, как Тюльпана в Центре знали ценнейшего агента Марка Зборовского, внедрённого в окружение сына Троцкого Льва Седова. А буква «П.» расшифровывалась как Пётр — псевдоним друга и коллеги Шведа, парижского резидента Станислава Глинского, расстрелянного ещё в декабре 1937 года.

Самым известным советским резидентом Орлова-Никольского сделал его побег, о котором он впоследствии рассказал в своей, считающейся специалистами в целом малодостоверной, книге, выпущенной в США за год до смерти Сталина. Последняя деталь никак не отмечается историками, хотя должна вызывать определённые сомнения относительно отсутствия каналов связи с далёкой родиной и Лаврентием Павловичем, ведь невозвращенец нарушил своё обещание ещё до смерти советского вождя.

Обложка книги о жизни Орлова-Никольского. Издание 1995 года

Интересно, что, несмотря на предупреждение Троцкого о готовящемся Сергеем Шпигельглазом покушении на него, в настоящее время предателем в разведке Орлова-Никольского не считают. Как не считали и в СССР, отдавая должное тому факту, что зарубежную агентуру он не сдал, годами водя за нос американские спецслужбы. Напротив, сейчас ему иногда даже приписывают лавры Арнольда Дейча за вербовку «на перспективу» отпрысков британских аристократов вроде Кима Филби, скрытого в письме Ежову под псевдонимом Зенхен, хотя она состоялась в начале июня 1934 года, а Орлов только 15 июля прибыл в Альбион сменить во главе резидентуры Хислю (Игнатия) Рейфа (разведчик, которого путают с перебежчиком Игнатием Рейссом, был расстрелян в Москве как польско-немецкий шпион). Своего же собственного сменщика Никольский указал в письме Ежову как «М.». Дейч в подробном московском отчёте расшифровывает его как одного из трёх английских резидентов, с которыми он был знаком (называя и Орлова-Шведа в их числе):

«В Лондоне я работал с апреля по июнь 1934 г. с Рейфом. С июня по июль 1935 года со Шведом. В августе 1935 г. я приехал в отпуск в Москву, где и оставался до ноября 1935 г. Затем вернулся в Лондон и работал там: с ноября 1935 г. по апрель 1936 г. один, с апреля 1936 г. до конца августа 1936 г. с Манном, потом до января 1937 г. опять один, а потом по июнь 1937 г. с Манном, после по ноябрь 1937 г. опять один».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Балтийский путь Балтийский путь

В этот день жители Латвии, Литвы и Эстонии выстроили живую цепь

Дилетант
Всему свое время: зачем нужен распорядок дня для детей и как его правильно составить Всему свое время: зачем нужен распорядок дня для детей и как его правильно составить

Как правильно организовать режим ребенка, в чем его польза?

Forbes
Александр, сын Ярослава Александр, сын Ярослава

Почему мы почти ничего не знаем об Александре Невском

Дилетант
Как ипотечный стандарт может повлиять рынок жилищного кредитования Как ипотечный стандарт может повлиять рынок жилищного кредитования

Все ипотечные кредиты в России должны будут выдаваться со специальным стандартом

Forbes
Нечаянный император Нечаянный император

Николай I — царящий надо всеми жандарм, исполняющий свой государственный долг

Дилетант
Елизавета Лихачева: «Искусство не делает людей лучше ни в какой степени» Елизавета Лихачева: «Искусство не делает людей лучше ни в какой степени»

«В музее не существует второстепенных профессий, каждый винтик важен»

Караван историй
Весна длиною в полгода Весна длиною в полгода

Воспоминания, как август 1968-го окончательно положил конец «оттепели»

Дилетант
Исмаиль Кадарэ «Генерал мертвой армии». Отрывок из романа Исмаиль Кадарэ «Генерал мертвой армии». Отрывок из романа

Выдающий роман классика албанской литературы выходит в октябре

СНОБ
Тёплая осень 1964-го Тёплая осень 1964-го

«Не прошу милости — вопрос решён» — так Никита Хрущёв завершил своё выступление

Дилетант
С первого взгляда С первого взгляда

Как расширить маленькую прихожую визуально и не только: подсказки и лайфхаки

Добрые советы
Смена мифа Смена мифа

Вокруг праздника победы сложилось не меньше мифов, чем вокруг самой войны

Дилетант
Видкун Квислинг, символ предательства Видкун Квислинг, символ предательства

Никто не получил такую порцию презрения при жизни и после, как Видкун Квислинг

Дилетант
Ареопаг против Хрущёва Ареопаг против Хрущёва

Властная элита СССР, которая тяжело поддавалась либерализации и реформаторству

Дилетант
«Русагро» переработает рапс в Кузбассе «Русагро» переработает рапс в Кузбассе

На будущем предприятии ГК «Русагро» планируется перерабатывать 1 млн т рапса

Агроинвестор
Отставка Отставка

От заседания Президиума ЦК 13 и 14 октября 1964 г. осталась протокольная запись

Дилетант
Что случилось у червей: маленькая загадка большой эволюции Что случилось у червей: маленькая загадка большой эволюции

Почему кольчатые черви — одна из самых успешных на планете групп организмов

СНОБ
Пиррова победа или победоносное поражение? Пиррова победа или победоносное поражение?

Истоки Советско-финляндской войны следует искать в предвоенной истории отношений

Дилетант
Ученые узнали, как Ozempic действует на психику Ученые узнали, как Ozempic действует на психику

Как лекарства от диабета Ozempic и Wegovy влияют на ментальное здоровье людей

ТехИнсайдер
Монарх, которому везло Монарх, которому везло

Правитель Саксонии Август II Сильный был главным инициатором войны

Дилетант
Пьет значит жив Пьет значит жив

Как запой оказался единственной живой темой «Живого трупа»

Weekend
«Дело микробиологов» «Дело микробиологов»

За что арестовали ученых-микробиологов?

Дилетант
Сначала на себя Сначала на себя

Как понять, что ты обделяешь самого главного человека в своей жизни

VOICE
Первый митинг хунвейбинов Первый митинг хунвейбинов

«Убивайте, убивайте их!» — призывали китайские газеты…

Дилетант
Инженеры строят новую Атлантиду: как мы незаметно оказались на пороге эры подводных городов Инженеры строят новую Атлантиду: как мы незаметно оказались на пороге эры подводных городов

Похоже, в текущем десятилетии человечество все же сделает шаг в воду

ТехИнсайдер
«Для спасения обмирающих скоропостижно» «Для спасения обмирающих скоропостижно»

Скорая помощь на протяжении столетий оказывалась только на полях сражений

Дилетант
Как не дать детям от первого брака разрушить семью: 5 ситуаций Как не дать детям от первого брака разрушить семью: 5 ситуаций

Знакомо ли вам такое понятие, как «лоскутная» семья?

Psychologies
За пригоршню сухого корма. Премьера «Черного пса» — вестерна с азиатским акцентом За пригоршню сухого корма. Премьера «Черного пса» — вестерна с азиатским акцентом

Апокалиптичный вестерн, маскирующийся под историю о дружбе человека и собаки

СНОБ
Наталья Андрейченко «Откровение». Исповедь актрисы Наталья Андрейченко «Откровение». Исповедь актрисы

«Откровение»: о несостоявшихся съемках в «Зимней вишне» и «Интердевочке»

СНОБ
Мягкая сила Мягкая сила

Выбираем матрас для комфортного сна

Лиза
Идеолог «Архстояния»: «Сначала деревня помогла мне, а потом я помог ей» Идеолог «Архстояния»: «Сначала деревня помогла мне, а потом я помог ей»

Художник Николай Полисский — о современном искусстве и побеге из города в село

РБК
Открыть в приложении