Как устроена профессия художника по костюмам, чем она хороша и плоха?

Правила жизниБизнес

«Нам в пять утра срочно нужен кокошник, у кого есть?»: как сейчас работают художники по костюмам в кино

Варя Баркалова

«Правила жизни»

Насколько бурно развивается сейчас российская киноиндустрия, видно даже тем, кто не особо ею интересуется. Выходят сериалы-блокбастеры, в кинотеатрах крутят новые зрелищные картины. И за этим стоят не только талантливые режиссеры и сценаристы, но и целая команда профессионалов, в том числе художники по костюмам. Мы решили разобраться, как устроена эта профессия, и поговорили с несколькими художниками, которые сейчас создают костюмы для самых громких российских проектов, о том, чем она хороша и плоха, в какую сторону движется и кому ни в коем случае не стоит в нее идти.

Изнанка индустрии

В кино мы идем на творчество конкретного режиссера, любимых актеров или благодаря зацепившему трейлеру и нечасто задумываемся, кто своими руками создает образы героев на экране (когда автор этого текста рассказывала разным людям, какой фильм в этом году получил «Оскар» за костюмы, некоторые собеседники удивлялись, что такая номинация вообще существует). Художники по костюмам, а вместе с ними их ассистенты и костюмеры — люди, благодаря которым мы потом десятилетиями мечтаем о плаще как у Нео и называем тюлевые юбки не иначе как «юбка Кэрри Брэдшоу». Конечно, не каждый фильм номинируется на ту или иную премию за костюмы и не все красивые наряды из фильмов становятся культовыми, но это не отменяет вложенного труда. Как выстраивается рабочая рутина, что в ней самое лучшее и самое сложное, мы решили спросить непосредственно у художников.

«Все начинается после звонка режиссера. Эскизы. Долгие ночные разговоры. И подбор материала», — кратко описывает свою работу художница по костюмам Надежда Васильева, вдова режиссера Алексея Балабанова, работавшая вместе с ним над большинством его фильмов, лауреат премии «Ника» за работу над картинами «Замок» и «Матильда», профессионал с четырьмя десятками картин в фильмографии. И все равно она признается, что не любит площадку, а самое сложное в работе — справляться с эмоциями относительно всего, от технических нюансов с поставками материалов («Пока дождешься их привоза, можно поседеть») до отношений в коллективе: «В Америке киноиндустрия развита, а у нас нет. Но везде одно и то же: режиссер может ночью позвонить и предложить или потребовать что-то новенькое. Его осенило! И ты вынь да положь».

Дарья Фомина, художница по костюмам нашумевшего «Слова пацана», свой большой путь в профессии начинала с сериала «Эпидемия», дальше работала над многими проектами, в том числе над фильмами «Ника», «Бансу» и только что вышедшим «Фрау». «Самый лучший момент в моей работе — когда ты читаешь сценарий и уже понимаешь странице на пятой, что он зацепил, — говорит она. — Начинаешь сразу в голове представлять, какие будут костюмы. Потом встречаешься с режиссером, доносишь свои идеи, и если он отвечает: “О, класс, я думал точно так же” или “Ой, а вот здесь было бы здорово чуть по-другому сделать” — начинается магия кино, назовем это так банально». Конечно, работа художника не сводится исключительно к творчеству, все всегда упирается во время и бюджеты: «Иногда думаешь: а было бы чуть больше — получилось бы по-другому. По сути, работа художника — это не только творить костюмы, но и быть классным менеджером, понимать логистику, помнить про финансовую сторону вопроса».

Работа художника по костюмам поглощает с головой, говорит Анна Баштовая, художница и автор канала «Кинокостюм для чайников», которая работала среди прочего над сериалами «Волшебный участок» и «1703»: «Когда ты берешь проект, то пропадаешь из поля зрения своих друзей, своей личной жизни. Например, мой муж знает, что если я взяла проект, то все, полгода он меня не видит, я просто живу на съемочной площадке. Очень тяжело объяснить некиношникам, что такое жить в кино — что у тебя правда нет даже часа времени просто посидеть в кафе или обняться с кем-то. Когда проект, ты занят только им, не успеваешь есть, не успеваешь спать».

По словам Анны, в этом и главный минус работы, и главный плюс одновременно: «Когда ты действительно очень любишь кино, то минусы даже не замечаешь, потому что ты просто живешь счастливую жизнь. Многие из киношников называют площадку пионерлагерем, потому что по атмосфере это очень похоже: собираетесь вместе, начинаете знакомиться друг с другом, дружить, у кого-то начинаются романы, вы превращаетесь в такую большую киносемью со своими шутками-прибаутками. Приходишь, например, в шесть утра на смену, проклиная все на свете, заходишь на площадку, пахнет кофе, осветители носятся, выставляют свои приборы, кто-то уже орет в рацию, происходит суета — и ты понимаешь: “Ух, я дома, день начался”».

Профессиональное сообщество

В Голливуде уже давно существует Гильдия художников по костюмам — большой и мощный профсоюз, горой стоящий за своих членов. В России же профессиональное сообщество кинохудожников только-только начинает формироваться. Не то чтобы раньше его совсем не было, но только недавно стали появляться группы, объединяющие работников этой отрасли — в первую очередь для защиты своих интересов. «Мы стараемся бороться за то, чтобы оплачивались переработки, чтобы все прописывалось, как у осветителей и других технических департаментов, чтобы все знали, что такой-то проект стоит столько-то. Это появилось за последние несколько лет, как я вижу, и сейчас развивается», — говорит Дарья Фомина.

По ее словам, иногда рабочая смена длится больше 12 часов и тяжелее всего приходится даже не художникам, а ассистентам и костюмерам, которые вынуждены находиться на площадке безвылазно: «Я, как художник, могу куда-то уехать, у меня график не привязан к площадке на сто процентов, а костюмеры и ассистенты работают от слов “Смена началась” до “Стоп!”, а потом еще надо собрать костюмы. Мне кажется очень важным то, что сейчас это обсуждается и уже есть прецеденты, где переработки не просто оплачиваются по словесной договоренности с продюсером, а регистрируются официально через табель к зарплате. Дела идут в гору, и это классно».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Дашь сиську потрогать?»: таксист снимал на видео, как домогался к клиенткам «Дашь сиську потрогать?»: таксист снимал на видео, как домогался к клиенткам

Что можно сделать в ситуации, если вас домогаются?

Psychologies
Образцово-показательная тюрьма: история легендарных питерских «Крестов» Образцово-показательная тюрьма: история легендарных питерских «Крестов»

Рассказываем про одну из самых легендарных тюрем России

ТехИнсайдер
Что общего между сериалом «Черное зеркало» и нравственным императивом Иммануила Канта Что общего между сериалом «Черное зеркало» и нравственным императивом Иммануила Канта

Каким был Иммануил Кант и почему его идеи актуальны сегодня

СНОБ
Теперь можно! Теперь можно!

Устаревшие правила дизайна интерьера, которые давно пора нарушить

Лиза
Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться

Щавель насыщен витаминами и органическими кислотами, а потому очень полезен

РБК
Колдовство — это политика: как в средневековой Ирландии пытались осудить ведьму Колдовство — это политика: как в средневековой Ирландии пытались осудить ведьму

Отрывок из книги «Леди-убийцы. Их ужасающие преступления и шокирующие приговоры»

Forbes
«Рушится контакт с миром»: как магическое мышление влияет на наше поведение и чем оно опасно «Рушится контакт с миром»: как магическое мышление влияет на наше поведение и чем оно опасно

Почему магическое мышление стало трендом? Как сохранить здравый смысл?

Psychologies
«Я не обязана соглашаться на чужие условия»: письмо всем, кто старается угождать людям «Я не обязана соглашаться на чужие условия»: письмо всем, кто старается угождать людям

Как перестать угождать всем подряд и научиться говорить «нет»

Psychologies
«Зло не существует»: живописная экопритча Рюсукэ Хамагути о нравственном шоке идеалистов «Зло не существует»: живописная экопритча Рюсукэ Хамагути о нравственном шоке идеалистов

Почему стоит смотреть новый фильм японского режиссера Рюсукэ Хамагути

Правила жизни
«Олененок»: как история о неудачливом комике и его сталкерше стала суперхитом Netflix «Олененок»: как история о неудачливом комике и его сталкерше стала суперхитом Netflix

«Олененок»: шоу, которое внешней комедией исцеляет внутреннюю драму

Forbes
Самая любимая Самая любимая

Направление self-care лечит не только тело, но и душу

Лиза
Сила притяжения: почему различия — не помеха любви Сила притяжения: почему различия — не помеха любви

На чем держится любовь?

Psychologies
Экспресс-ремонт в домашних условиях: как убрать заломы на обуви и вернуть их первоначальный внешний вид Экспресс-ремонт в домашних условиях: как убрать заломы на обуви и вернуть их первоначальный внешний вид

От заломов на обуви необходимо избавляться как можно раньше. Как это сделать?

ТехИнсайдер
Первоцветы. Необычные композиции и клумбы: креативные идеи для весеннего сада Первоцветы. Необычные композиции и клумбы: креативные идеи для весеннего сада

Как превратить свой загородный участок в живописную весеннюю палитру?

Лиза
Смерть, кушетка и платяной шкаф Смерть, кушетка и платяной шкаф

«По Фрейду»: психоаналитик и теолог отвечают не на те вопросы

Weekend
Обычные подозревающие Обычные подозревающие

10 главных параноиков мирового кино

Weekend
10 цитат Германа Роршаха, которые помогут разглядеть суть вещей 10 цитат Германа Роршаха, которые помогут разглядеть суть вещей

Герман Роршах пришел к любопытным выводам о мышлении человека

Psychologies
«Все большие сделки случаются после личной встречи» «Все большие сделки случаются после личной встречи»

Что удерживает деловую ивент-индустрию от крайностей

ФедералПресс
6 самых распространенных вопросов о флирте: отвечают ученые 6 самых распространенных вопросов о флирте: отвечают ученые

Можно ли научиться флиртовать?

Psychologies
«Пусть еще погуляется…» Зое Богуславской — 100 лет «Пусть еще погуляется…» Зое Богуславской — 100 лет

Эссе Сергея Николаевича, посвященное Зое Богуславской

СНОБ
8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку 8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку

Активности, которые помогут лучше узнать партнера и открыть с новых сторон

Maxim
Спасаем десерты: что делать, если пергамент прилип к выпечке Спасаем десерты: что делать, если пергамент прилип к выпечке

Как отделить пергамент от выпечки всего за пару минут?

ТехИнсайдер
Что такое тосол и для чего он нужен Что такое тосол и для чего он нужен

Что такое тосол и чем он отличается от антифриза

РБК
Прирожденные певцы: для чего и о чем поют птицы Прирожденные певцы: для чего и о чем поют птицы

О чем все время поют птицы? Зачем они это делают?

ТехИнсайдер
Семь рецептов от остеопороза Семь рецептов от остеопороза

Что делать, чтобы укрепить свои кости?

Здоровье
«Внутри семьи Толстых культа Льва Толстого нет» «Внутри семьи Толстых культа Льва Толстого нет»

Владимир Толстой: каково осознавать себя потомком Льва Николаевича

Правила жизни
Дмитрий Куличков: «Табаков нередко повторял, что наше дело веселенькое. Театр для него был праздником» Дмитрий Куличков: «Табаков нередко повторял, что наше дело веселенькое. Театр для него был праздником»

«Мой дебют в кино случился в «Шукшинских рассказах», их снимал Аркадий Сиренко»

Коллекция. Караван историй
Вездесущие карлики Вездесущие карлики

В чем может скрываться опасность наночастиц

Наука
Авианосцы постройки Италии и Испании. Часть 2: Испания Авианосцы постройки Италии и Испании. Часть 2: Испания

Флагманы испанского флота: «Принц Астурийский» и «Хуан Карлос I»

Наука и техника
Пошел по комнате дымок: откуда взялся неошансон и почему он популярен? Пошел по комнате дымок: откуда взялся неошансон и почему он популярен?

Неожиданная эволюция и популярность шансона в России

Правила жизни
Открыть в приложении