«Мы делаем на поле все то же самое, что и мужчины». Футболистка Надежда Карпова о том, почему ее бесит неравноправие в спорте
Нападающая сборной России, игрок испанского клуба «Севилья», амбассадор Adidas и друг модного дома Chanel Надежда Карпова в большом интервью Forbes Woman рассказала о том, почему в этом году все заговорили о женском футболе, о разнице в зарплатах с игроками-мужчинами, о тотальной несправедливости, с которой сталкиваются девочки, и о том, как каждый из нас может совершить маленькую революцию в большой индустрии.
Надя открыто и прямо говорит почти обо всем, но если слышит вопрос, который ей не нравится, то морщится и обрубает разговор: мы не будем это обсуждать. В этот момент очень хорошо представляешь, как она с таким же выражением лица упорно обводит противников на поле, отбирая мяч и забивая очередной гол. В нашем разговоре Надиной цензуре подверглись карикатура Шарли Эбдо на женский Чемпионат мира по футболу («Это ерунда какая-то»), та самая цитата из твиттера Юрия Дудя о том, что Карпова «горячая леди» («Давай не будем, пожалуйста») и все, что кажется ей пустым хайпом. Зато ей нравится говорить о том, как круто гонять мяч в 40-градусной испанской жаре. О том, как она придумала создать вокруг своего имени бренд, потому что иначе на зарплату футболистки просто не выжить. Нравится говорить об отношении к женскому футболу в Европе и придумывать миллион способов вывести этот спорт на тот же уровень в России.
Пока она — скорее исключение, чем правило. К своим 24 годам ей удалось сделать футбол своим социальным лифтом: за счет таланта и упорства вырваться из Ярославля, где она родилась и где никто не верил, что футболистка — это вообще профессия. Но Надя очень хочет, чтобы ее пример был заразительным для других талантливых девчонок. Карпова начала карьеру в Ярославле, затем играла в российских клубах, но уже в 2018 году в рамках проекта «Их выбрал Месси» попала в команду 10 лучших молодых игроков по версии аргентинца, став единственной девушкой в этом списке. После этого о ней заговорили все — десятки интервью, обложка Numero и Harper's Bazaar. Надя — серебряный призер чемпионата России (2014), лучший бомбардир чемпионата России (2016), бронзовый призер международного турнира в Бразилии (2016). У московского клуба «Чертаново» ее перекупила испанская «Валенсия», и уже в ноябре 2017 года Надя была признана лучшим игроком испанской Примеры. В январе 2019 года она заключила контракт с испанским футбольным клубом «Севилья». У Карповой контракт с брендом Adidas, также она является другом дома Chanel. Мы встретились с ней летом, в перерыве между сезонами, чтобы поговорить о том, что должно измениться в России, чтобы каждая девочка могла заниматься тем, о чем она мечтает, не боясь остаться в бедности и забвении.
Надя, что-то явно происходит в этом году вокруг женского футбола: все лето обсуждали Чемпионат мира, FIFA объявили о развитии женских клубов, активизировались медиа и бренды. Откуда хайп?
Я думаю, что главная причина — в социальной борьбе против сексизма в мире и вообще гуманизации всего. Спорт же не развивается отдельно от общества, а футбол — это, в принципе, самый популярный вид спорта в мире. Поэтому на фоне феминизма и борьбы за равноправие, естественно, стало невозможно игнорировать женский футбол. И совершенно логично, что в клубе должна быть женская команда, если он хочет участвовать в мировых турнирах типа «Лиги Чемпионов».
То есть, это как в бизнесе: если компания хочет выйти на мировой рынок, она должна соответствовать нормам по гендерному равенству, зарплатам и т.п.
Да, двигают сейчас такую тему: хотите играть — делайте женскую команду. Это вполне закономерно: у всех же есть молодежная команда, есть главная команда, а женская где? Многие клубы в Европе эту идею поддерживают. Более того, насколько я знаю, многие мужчины-футболисты к этому хорошо относятся.
В этом плане там все по-другому развивается, чем у русских, потому что у нас в стране многие люди все еще реагируют в духе: «Я считаю, что это вообще не спорт» и так далее. Только из-за того, что мы другого пола! В Европе такого нет. Я считаю, это зависит просто от уровня культурного развития. Поэтому не надо прямо с детства делить людей по половому признаку. В Европе есть очень много академий, в которых и мальчики, и девочки до определенного возраста играют в одной футбольной команде.
А это возможно?
Конечно, до определенного возраста все дети могут играть вместе. Это уже потом, когда начинается половое созревание, мальчики физически становятся сильнее и уже не могут играть с девочками. А до этого времени все учатся футболу в одной команде. Поэтому у них нет таких предрассудков. Да я вообще не понимаю, откуда они у нас взялись.
Ты как-то рассказывала, что когда переехала в Испанию, тебя поразило, как много людей приходит на стадионы, чтобы смотреть матчи женского футбола. Почему там он стал популярным видом спорта?
Ну, во-первых, там в принципе борются за права женщин — в том числе сами женщины, которые активно участвуют в социальной жизни. Они специально приходят болеть за женский футбол, потому что они поддерживают друг друга.
И потом, там круто развивается поддержка в медиа, вся футбольная движуха пиарится в социальных сетях, девочки активно ведут социальные сети, постоянно анонсируют матчи и коммуницируют с болельщиками, благодаря чему возникает ажиотаж вокруг женских команд. И когда люди наблюдают за этой жизнью футбола изнутри, они начинают им интересоваться, даже если изначально не были фанатами.
В России даже мне сложно найти в интернете счет, как сыграли женские команды. Чтобы что-то изменилось, у нас это должно работать, как в Америке или Европе: СМИ должны поддерживать женский футбол, показывать и рассказывать о нем так же, как это делается с мужским. Потому что всегда интересно узнавать про людей, которые занимаются каким-то крутым делом, зарабатывают деньги. Людям всегда было интересно наблюдать за спортсменами, и особенно за футболистами. И девушки там такие классные, динамичные, смешные, что они точно станут популярными очень быстро.
Кроме тебя, я не знаю ни одной российской футболистки, которая была бы настоящей медиа-персоной.
Потому что я изначально для себя поняла, что я смогу сделать в этой нише. Когда у меня зарплата была 30 000 рублей, я быстро поняла, что основной мой доход будет связан с рекламой. И я начала ко всем штукам, которые мне предлагают, относиться открыто и идти навстречу. Завела Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Когда меня стали зазывать на разные YouTube-каналы, предлагать сниматься в челленджах, когда звали на первые интервью, даже какие-то супернесерьезные, я всегда ходила. И в медиа увидели, что я не против коммуницировать, и за счет этого я и стала суперразвиваться.
То есть, в условиях, когда пока еще, к сожалению, в женском футболе нет релевантных зарплат, надо «добирать» за счет публичности?
Нет, все равно в футболе ты должен в первую очередь играть. Уже после этого тобой начнут интересоваться. Если ты из себя ничего не представляешь в своей сфере деятельности, а тупо начинаешь торговать лицом, долго не протянешь. И это точно не моя история. У меня всегда на первом месте футбол, а все остальное из этого вытекает. Я просто кайфую от той жизни, которая есть помимо футбола, — и открыто к этому отношусь.
У тебя есть опыт и в России, и за границей. На твой взгляд, какие сейчас есть главные проблемы в российском женском футболе?
Меня бесит, как тут все устроено. Не совсем понятно как построен календарь: бывает по две игры в неделю, а бывает перерыв между играми в месяц. Хочется, чтобы был нормальный график, максимально похожий на европейский, хотя бы по количеству игр. И хотелось бы, чтобы максимально позаботились и о болельщиках тоже, потому что их и так не много, а когда игру делают во вторник, например, в десять утра, сложно собрать народ.
Недостаточно освещаются матчи и события. Ну сделайте вы в каком-нибудь издании, которое читают люди, интересующиеся спортом, колонку о женском футболе! Нужно развивать у людей интерес. Возможно, это тоже зависит от нехватки средств и финансирования женского футбола. Мне кажется, в России не много людей, которые способны адекватно оценить перспективу развития. Все хотят быстрого возврата денег и окупаемости по щелчку пальцев. Но думаю, мы все равно придем к развитию женского футбола, это неизбежно. Например скоро появится женский «Реал Мадрид», это будет огромный хайп, и я думаю, многие люди наконец-то скажут: «Вау! Женский футбол!». Надеюсь, среди этих людей будут инвесторы.