Музыка их связала. Появится ли в России государственный рэп?
Путин призвал осторожно относиться к запретам в области культуры, в том числе в части рэпа, и поручил разработать меры поддержки современной популярной музыки. Как будет строиться «государственная поддержка» молодежной музыки?
Поручение Владимира Путина своей администрации организовать обсуждение «государственной поддержки современной популярной музыки, в том числе направлений, востребованных молодежной аудиторией, а также современных видов визуальных искусств», данное им по итогам заседания Совета по культуре и искусству, весьма знаменательно.
Борьба с молодежной музыкой была одним из тех камней, на котором сломала себе шею советская идеология. Еще в 20-е — 30-е годы началась борьба с джазом — «музыкой толстых» по словам Максима Горького. При этом большевики просмотрели главное — приход джаза означал революцию в мире музыки. Интерес публики смещался с прежних жанров, таких как опера или симфония. Новые веяния были по-прежнему связаны с классической музыкой, требовали профессиональной подготовки. Джаз же, а затем рок, «расковали» как исполнителей, так и слушателей. Резко увеличивалось количество как первых, так и вторых, благо последние могли сопровождать прослушивание танцевальными движениями по своему усмотрению. Иными словам, американские нововведения в музыку означали ее «демократизацию».
Но Советский Союз был идеократическим государством, которое не поощряло неконтролируемой самодеятельности, а к каждой рок-группе цензора не приставишь. Кроме того, будучи радикалами в политике, в искусстве большевики, начиная с Ленина и Сталина, оставались консерваторами. И новые поколения руководителей также воспитывались на традиционных ценностях в культуре. Как и в конфуцианском Китае, где любые нововведения в музыку почитались отклонением от предустановленной небесной гармонии, советские идеологи с недоверием смотрели на любые новшества.
На Западе после Второй мировой войны произошла революция в культуре, и поп-музыка во всех своих проявлениях завоевала лидирующие позиции в обществе, оттеснив классику на обочину интереса, а в СССР огромные усилия тратились на сохранение статус-кво. В Союз советских композиторов попасть какому-нибудь джазмену было совершенно невозможно. Одновременно делались попытки создать «советскую эстраду», независимую от западных влияний, по крайней мере содержательно.