Можно ли на самом деле «выйти из тела»?
Где заканчивается наше «я» и начинается окружающий мир? Почему мы ощущаем, что наше тело принадлежит нам и мы способны им управлять? Можно ли принять инородный предмет за часть себя? Тем, кому ответы на эти вопросы кажутся простыми и очевидными, мы попробуем предложить пищу для размышлений
Ощущение собственного «я» является результатом весьма сложного взаимодействия мозга и нервной системы человека и зависит от «вводной информации», поставляемой органами чувств. Если в мозге или нервной системе начинаются сбои, с нашей индивидуальностью происходят удивительные, хоть и не радостные вещи. Например, в результате поражения теменной доли может наступить расстройство, называемое соматопарафренией. В этом случае больной перестает ощущать свою левую руку или левую ногу как часть себя. Ему даже может казаться, что его собственными конечностями управляет кто-то другой. Еще одно заболевание — односторонняя пространственная агнозия — приводит к тому, что пациент попросту игнорирует половину своего тела, как будто ее просто не существует. Например, женщина, накладывая макияж, нанесет пудру, тени или тушь лишь на одну половину лица, оставив другую совершенно нетронутой. В другом случае страдающий подобным заболеванием съест ровно половину блюда из своей тарелки, будучи в полной уверенности, что съедено все. Если тарелку повернуть на 90°, больной как ни в чем не бывало доест вторую половину каши или салата.
Резиновая длань
Впрочем, к неожиданным результатам могут привести и игры с сознанием вполне здоровых людей. Известен удивительный эксперимент, поставленный группой ученых с факультета нейропсихологии Каролингского института (Стокгольм), которыми руководит доктор Хенрик Эрссон. Эксперимент демонстрирует так называемую «иллюзию резиновой руки». Испытуемый садится и кладет на поверхность стола ладонь. Рука отгораживается небольшой ширмой, так что участник эксперимента ее не видит, однако непосредственно перед ним на тот же стол выкладывается резиновый муляж человеческой кисти. Теперь участник команды исследователей берет в руки кисточки и начинает синхронно поглаживать в одних и тех же местах руку испытуемого и резиновый муляж. Происходит маленькое чудо: через некоторое время визуальная информация «забивает» естественное чувство обладания собственной рукой. Участнику опыта начинает казаться, что ощущения поглаживания кисточкой исходят от куска резины.
Иными словами, человек способен не только «поверить» в то, что часть тела не принадлежит ему, но и ощутить вполне «своим» посторонний предмет. Иллюзия рождается в так называемой премоторной области коры головного мозга, где расположены нейроны, принимающие как тактильную, так и визуальную информацию и интегрирующие данные из обоих источников. Именно эта часть нашего «серого вещества» в значительной степени отвечает за ощущение обладанием собственным телом, проводя грань между «я» и «не я». И вот, как показали исследования шведских ученых, в деле обмана собственного мозга можно пойти намного дальше и не только признать «своей» резиновую руку, но и… почувствовать себя вне собственного тела. Это наглядно демонстрируют эксперименты Хенрика Эрссона и его коллеги Валерии Петковой.
От первого лица
Одним из главных факторов, позволяющих нам ощущать обладание собственным телом, является фиксированное по отношению к голове, туловищу и конечностям положение глаз, то есть то, что мы называем «видением от первого лица». Осматривая себя, мы всегда находим все части нашего тела ориентированными известным образом друг относительно друга. Если же при помощи довольно нехитрых уловок и приспособлений изменить «картинку», у испытуемого может возникнуть иллюзия не только пребывания в другой, отличной от реальной, точке пространства, но и перемещения своего «я». В ходе проведенных опытов их участники ощущали себя в теле другого человека и даже встречались с «реальным собой» лицом к лицу, обмениваясь с ним рукопожатием. Все это время иллюзия сохранялась.
Один из простейших экспериментов, в ходе которого отмечалась иллюзия перемещения в другое тело, проводился с использованием манекена. На голову стоящего вертикально манекена надевался шлем, к которому были прикреплены две электронные видеокамеры. В поле их зрения оказывалось туловище манекена — именно так мы видим от первого лица наше тело, слегка наклонив голову. Вот в таком положении — опустив голову вперед — напротив манекена стоял испытуемый. На нем были надеты видеоочки, на каждый из экранов которых подавалась «картинка» с видеокамер на шлеме манекена. Получалось, что участник опыта, глядя как бы на свое тело, видел в очках туловище манекена.
Далее сотрудник лаборатории брал две палочки и начинал производить синхронные движения, слегка поглаживая нижнюю часть живота как у испытуемого, так и у манекена. Для контроля и сравнения в некоторых опытах серии поглаживаний рассинхронизировались. После окончания эксперимента испытуемым предлагалось заполнить вопросник, в котором они должны были оценить каждое из вероятных ощущений по семибалльной шкале. Как удалось выяснить, иллюзии начинали возникать при синхронном поглаживании, а при асинхронном они пропадали совсем или проявлялись незначительно. Наиболее сильными ощущениями оказались следующие: участники опыта чувствовали прикосновение к телу манекена; также им казалось, что манекен — это их собственное тело. Некоторые испытуемые ощущали, что их тело стало пластиковым или что у них два тела.
Страх живет в коже
В другом эксперименте было решено использовать для подтверждения «переселения» в иное тело не только субъективные ощущения испытуемых, но и объективные показатели, связанные с изменениями электрохимических свойств кожного покрова. Речь идет о показателе реакции проводимости кожи, который меняется, если человек испытывает страх или чувствует опасность. Начало эксперимента полностью совпадало с предыдущим, однако после серии синхронных поглаживаний испытуемый видел в своих видеоочках, как к рядом с животом манекена появляется нож, который надрезает «кожу». Для контроля и сравнения в некоторых случаях первоначальные поглаживания рассинхронизировались. В иных опытах серии животу манекена «угрожал» сходный по размерам, но не столь грозный металлический предмет — столовая ложка. В итоге наибольший рост показателя реакции проводимости кожи у испытуемого отмечался именно тогда, когда после серии синхронных поглаживаний манекен получал надрез ножом. Но даже при асинхронных поглаживаниях нож все равно первенствовал перед ложкой, явно меньше напугавшей испытуемого, которому казалось, что он стал манекеном.