Локальные прохваты по Казахстану

МотоПутешествия

С чаем по треку

У меня вошло в традицию устраивать локальные прохваты по родному Казахстану в начале сезона. Освежить навыки вождения, обкатать новые доработки и «ништяки». Куда отправиться на этот раз?

Текст Влада Чистякова

Мои планы на майские праздники поддержали 6 человек, но в итоге поехали двое – я на «икстихе» и мой товарищ Александр Perec на «Африке». Подготовка маршрута цели‑ ком легла на мои плечи. Саша так и сказал:

– Да поедем куда хочешь. Главное, не спеша и через Бейнеу. И поменьше асфальта.

– Хорошо! К дяде Лёше заедем?

Дядя Лёша широко известен в кругах мотопутешественников, даже в далёкой загранице. Ещё при Союзе он занимался мотокроссом, был тренером в местном ДОСААФ и долгое время оставался единственным в Бейнеу, кто хоть что‑то понимал в мотоциклах. Сейчас он содержит хостел, и летом у него нет отбоя от проезжающих мимо путешественников на мотоциклах.

Началась подготовка маршрута. Первой мыслью было рвануть на Мангистау, он же полуостров Мангышлак. Сидел до ночи и разглядывал грунтовки на спутниковых снимках, отмечал точки и читал отчёты, забивал координаты культовых мест, даже тех, до которых мы не смогли бы доехать из‑за ограничения по времени. Так, на всякий случай. Времени реально не хватало! И вдруг в голову пришла мысль: а что нам Мангистау? Есть ведь места поближе и почти не обкатанные… А не сгонять ли на Актолагай? Это меловая горная гряда в Актобинской области. Обычно к ней едут через Кульсары. А что если зайти от Сагиза и выйти на Кульсары, пересечь Актолагай с севера на юг?

Начертил несколько маршрутов, так, тоже на всякий пожарный. Под это дело приобрёл навигатор Garmin, загрузил точки. Со всякими электронными гаджетами я не очень дружу, но ничего, по дороге разберёмся. И вот настал день Х: суббота, 5 мая. С работы отпустили только после обеда.

Александр встретил меня и по местной традиции предложил испить чайку на дорожку. Ну, чай так чай! А тем временем с запада замаячили небольшие тучки. Было у нас опасение, что погода всё испортит. За неделю до этого синоптики обещали грозу в районе Сагиза, а попасть под сильный дождь в нашей степи – гиблое дело. Насиловать мотоциклы в липкой грязи не хочется. Но к нашему старту погодка распогодилась: обещали +30, ясно. Тучки прошли стороной.

Вырвались из города. Ускоряясь, уходим в бескрайнюю полупустыню прикаспийской низменности. Через 70 км у посёлка Доссор остановка «святая могила». В Казахстане почитают предков, и в каждом районе есть места, где похоронены уважаемые старцы, которым местные молятся и просят помощи. Русские называют их «святая могила» и тормозят в знак уважения к традициям.

Дядя Саша достаёт термос с чаем. Нас обступают люди, интересуются. Узнав, что мы из Атырау, интерес теряют: «На Сагиз? Там дороги нет… Зачем туда? Туризм? Делать, что ли, нечего?..»

Не доезжая до посёлка Доссор, поворот налево – дорога на Макат. Прямая как струна и дырявая, словно швейцарский сыр. Поэтому съезжаем с этого безобразия и едем по довольно приличному грейдеру. В Макате заправка, кружка чая – и снова в путь. Посёлок вроде небольшой, но мы всё же умудрились заплутать. Выехав на окраину, увидели вдалеке дорогу. Ну и рванули напрямик – мы же на эндуро!

С ветерком докатили до дороги, а тут сюрприз – асфальт ровный как стекло! Чудо?.. Откручиваю газ. Глядь в зеркало, – а Александр что‑то отстал. Неужели снова пора чай пить? Разворачиваюсь… Результат весёлых покатух – пробитое заднее колесо «Африки». На шиномонтаж потеряли час, вы‑ пили чаю – и в путь!

Чуда не произошло: ровненький асфальт закончился через несколько километров, и начался уже знакомый дырчатый «сыр». Проще ехать по накатанной грунтовке, идущей параллельно. Что мы и сделали.

Проехали Жамансор. На указателе «Сагиз 95». Смеркалось… Ехать в темноте по разбитой степной дороге – идея не очень хорошая. Кругом равнина, глазу не за что зацепиться. Ночевать в открытой степи – идея не лучше первой… И тут нам улыбается удача! Мы пересекаем речушку. Хорошее место кинуть палатки, пока ещё светло. Отъезжаем километра два от дороги и находим тихий закуток на берегу. Разбиваем лагерь, готовим ужин, пьём коньяк – и на боковую.

Я проснулся, как обычно, рано. Утро холодное, из палатки дяди Саши доносится храп. Ну, думаю, договорились ведь катить не спеша, так пусть поспит. Обошёл округу, попил чай, собрал палатку и вещи, попил чай, почистил и смазал цепь… Александр спит. Снова налил чайку, сел на раскладной стульчик на берегу речушки и, закрыв глаза, наслаждаюсь тишиной… Из-за спины голос Александра:

– Давно встал?

– Да. Как на работу – в 7:15.

– Так что не разбудил?

– Договаривались же – не спеша…

Сбор, завтрак. Выдвигаемся! Дорога раздолбана. Едем не торопясь 50–60 км/ч.

В Мукуре немного не попали на «Кокпар» («Козлодрание») – древнее и до сих пор популярное среди народов Средней Азии конное состязание, когда две команды борются за тушу козла. Лишь увидели вдалеке толпу народа и группы всадников, разъезжающихся в разные стороны. Игрище закончилось.

Сагиз. Заправляемся. Тут же рядом чайхана, на обед сытный куырдак.

Заехали в магазин затариться продуктами и водой. И тут же нас облепила толпа местной ребятни. Александр глубоко вздохнул и пошёл в магазин, а я остался приглядеть за мотоциклами. Сам был пацаном, поэтому знаю, что не упустил бы шанс стырить какую‑нибудь диковинную вещицу. Ребятня вертелась вокруг мотоциклов, наперебой задавая вопросы, а я молчал и улыбался. Уже в 100 км от города молодёжь русского языка не знает, а мой уровень владения казахским я называю «собачьим» – всё понимаю, а сказать не могу.

Наконец появился напарник с покупками. Быстро раскидываем их по сумкам и выдвигаемся. Следом бежит детвора…

Заезжая в посёлок, мы проехали по мосту через одноимённую речку Сагиз. А по треку нужно было двигаться вдоль реки с противоположной стороны от посёлка, поэтому пришлось вернутся. По спутнику было видно, что дороги проходят поперёк реки вброд, но в мае уровень воды поднимается, потому решили не рисковать. Возвращаемся, съезжаем на грунтовку и упираемся в мост и высоченный вал железной дороги. Вал не преодолеть, и под мостом никакой узкой тропы не оказалось… Подойдя к мосту, увидел на другой стороне брод из уложенных плит. Пришлось снова развернуться и пересекать реку со стороны посёлка.

Немного углубившись в степь, тормозим – нужно переключить Garmin в режим внедорожного туризма. Александр достаёт термос с чаем… У нас не поход, а прям какая‑то чайная церемония!

Несколько часов мы плутали – я никак не мог совладать с навигатором. Прочерченный мною трек идёт в одну сторону, а грунтовка отклоняется и уводит в другую. Приходилось срезать по верблюжьим тропам, а иной раз и по целине. Смотришь – равнина – и думаешь: «Наваливай себе!» Но смею разрушить ваши представления о степи. Невысокая трава скрывает множество опасностей и ловушек. Кочкарник из многолетней травы (как на болотах, только меньше), верблюжьи тропы с рыхлым песком или откуда ни возьмись огромный камень, ну а самое предательское – это норы сусликов. Проскакивать их лучше ходом, иначе можно увязнуть.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ее светлость Ее светлость

Эрика проделала длинный путь из закарпатской деревушки до этой волнующей обложки

Maxim
Как протестовать в эпоху большого брата Как протестовать в эпоху большого брата

Правоохранительные органы могут следить за каждым вашим шагом

GQ
Женский орден на мужской груди Женский орден на мужской груди

Система орденов Российской империи отличалась от советского времени и наших дней

Дилетант
Мода для всех: кто создает одежду для людей с инвалидностью Мода для всех: кто создает одежду для людей с инвалидностью

Что из себя представляет адаптивная мода сегодня

GQ
Бурлеск Самбурской Бурлеск Самбурской

Актриса, певица, дива, Самбурская, Настасья – все это о ней

Maxim
16 случаев радикальных превращений 16 случаев радикальных превращений

Яркие метаморфозы этого мира

Maxim
Членство в секте и насилие над детьми: темная сторона жизни Эдуарда Успенского Членство в секте и насилие над детьми: темная сторона жизни Эдуарда Успенского

Чего мы не знаем о детском писателе Эдуарде Успенском?

Cosmopolitan
Бегство из зоопарка: взлеты и падения ленинградской рок-звезды Майка Науменко Бегство из зоопарка: взлеты и падения ленинградской рок-звезды Майка Науменко

Глава из книги «Майк Науменко. Бегство из зоопарка»

Forbes
Разрубить Гордиев узел референдума Разрубить Гордиев узел референдума

В пользу стратегии «голосовать» — опыт Белоруссии, Собчак и Македонского

СНОБ
Парижский синдром: почему у японских туристов, приезжающих во Францию, развиваются психические расстройства Парижский синдром: почему у японских туристов, приезжающих во Францию, развиваются психические расстройства

Почему японцы болеют "парижским синдромом" и стоит ли его опасаться туристам

Esquire
Одна вокруг света на карантине: авария на дороге и индийская медицина Одна вокруг света на карантине: авария на дороге и индийская медицина

75-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
Пять самых успешных восходящих звезд российского шоу-бизнеса Пять самых успешных восходящих звезд российского шоу-бизнеса

Дебютанты рейтинга Forbes 40 самых успешных знаменитостей России до 40 лет

Forbes
Главы ювелирно-часовых брендов — о маркетинге и свободе творчества Главы ювелирно-часовых брендов — о маркетинге и свободе творчества

Успех бренда роскоши определяется не только красотой и качеством продукта

РБК
Тина Канделаки: «Поддерживать фигуру – кропотливый труд» Тина Канделаки: «Поддерживать фигуру – кропотливый труд»

Сложно представить, что Тина Канделаки имела проблемы с лишним весом

Худеем правильно
Династия должна умереть: почему миллиардеры все чаще не хотят передавать бизнес детям Династия должна умереть: почему миллиардеры все чаще не хотят передавать бизнес детям

Нравственные ценности вытеснили материальные в завещаниях миллиардеров

Forbes
Магия и секреты Сальвадора Дали Магия и секреты Сальвадора Дали

Истории из жизни великого сюрреалиста Сальвадора Дали

Культура.РФ
«Я донор, и это очень классно»: предприниматели о том, почему они регулярно сдают кровь «Я донор, и это очень классно»: предприниматели о том, почему они регулярно сдают кровь

Истории трех бизнесменов, которые уже выбрали донорство

Forbes
Сказочные лихие Сказочные лихие

Почему к 90-м привязался эпитет «лихие»?

Огонёк
Как провести выходные так, чтобы действительно отдохнуть Как провести выходные так, чтобы действительно отдохнуть

Способы отдыха, проверенные редакцией Reminder

Reminder
Бегство самцов не помешало самкам вильсоний выкормить потомство Бегство самцов не помешало самкам вильсоний выкормить потомство

Самкам вильносий приходится справляться с двойной нагрузкой

N+1
Национальные ценности: как на самом деле надо готовить окрошку Национальные ценности: как на самом деле надо готовить окрошку

Как все-таки правильно готовить этот холодный летний суп

Esquire
Семечки не работают: как мотивировать сотрудников после окончания карантина Семечки не работают: как мотивировать сотрудников после окончания карантина

Как руководители смогут мотивировать сотрудников в мире после пандемии

Forbes
Марк Фош: «Поварам нужно работать, а не витать в облаках» Марк Фош: «Поварам нужно работать, а не витать в облаках»

Марк Фош — мой настоящий учитель

Bones
Древняя «щука» оказалась экологическим аналогом осетра Древняя «щука» оказалась экологическим аналогом осетра

Раньше считалось, что она была хищником-засадчиком, напоминавшим щуку

N+1
Не дошли до магазинов Не дошли до магазинов

Непродовольственный ритейл терпит убытки из-за низкого трафика

Эксперт
Здоровье Здоровье

Гениальные врачи встречаются не только в сериалах

Maxim
Не время хоронить Не время хоронить

Василий Степанов о первом фильме фем-бондианы

Weekend
Фитнес-зависимость: как остановиться и сохранить здоровье Фитнес-зависимость: как остановиться и сохранить здоровье

Чем может обернуться зависимость от фитнеса

РБК
Полнолуние Полнолуние

Родкер лежал в лунном кратере среди отработанных ракетных дюз

Наука и жизнь
Фонд LETA Capital составил портрет типичного русскоязычного IT-предпринимателя на основе больших данных Фонд LETA Capital составил портрет типичного русскоязычного IT-предпринимателя на основе больших данных

Как выглядит среднестатистический IT-предприниматель?

Inc.
Открыть в приложении