Катя катит кругосветку
Часть пятая: Гондурас и Никарагуа
У меня сложилось впечатление, что путешественники незаслуженно обделяют вниманием Центральную Америку. Сложившийся имидж «опасных» стран с плохими дорогами заставляет многих избегать этого региона. А я думаю, что очень зря. Про Гватемалу я уже рассказывала и считаю её настоящей жемчужиной даже для искушённого мототуриста. Аналогичная ситуация с Гондурасом и Никарагуа.
Здесь всё уже не так, как было раньше. Дороги хорошие. Ситуация с безопасностью как везде в Латинской Америке: можно нарваться на грабителей, а можно и проехать без единого инцидента. Но визуально всё спокойно, да и местные жители утверждают, что страна меняется к лучшему. А уж с достопримечательностями здесь всё просто отлично. Но обо всём — по порядку.
Гондурас
Насчёт «не ту страну назвали Гондурасом» спешу развеять ваши опасения: ту, именно ту! Началось всё на границе. КПП находится в горах. Прекрасный ландшафт, щебетание птиц, улыбаются все: и парниша с толстенной пачкой гондурасских лемпир, и тётенька, продающая холодную воду, и дядя в здании с ксероксом. Ничего не предвещало… Захожу в современное, отлично кондиционируемое здание — стекло, красивые флаги Гватемалы и Гондураса, полупустые окошки, ограждения из шёлковой синей ленты. Половина окошек — гватемальские, половина — Гондураса. Ещё с Мексики вожу с собой бумажку, на которой по‑испански написала, что у нас, белорусов, очень тонкий паспорт для кругосветки, и мне позарез нужны пустые страницы и развороты под визы, поэтому слёзно прошу ставить штампы о выезде/ въезде на страницы, где уже стоят какие‑либо штампы. Мексиканцы — красавчики, гватемальцы — молодцы, а гондурасцы — гондурасцы. Все ставили штампы вместе с другими, гондурасский парень в окошке всё прочитал, кивнул, унёс паспорт, приносит — чистый разворот с штампом посередине. Да ещё и всего на восемь дней. Оказывается, у них система такая, союз Гватемалы, Сальвадора, Гондураса и Никарагуа. Если въезжаешь в Гватемалу, ставят штамп и пишут количество дней пребывания. Так вот эти дни — это на четыре страны, а не только на Гватемалу. И у меня их осталось всего восемь для Гондураса и Никарагуа вместе взятых. Вроде можно продлить в столице… Дальше таможня и временный ввоз. Приходит пожилой мужчина в очках, говорит «сделай по две копии этого и вот этого». Иду, делаю, плачу 5$, прихожу — уже женщина сидит. Проверяет документы — нет, надо ещё две копии вот этого. А сразу нельзя сказать было? Разводит руками и по‑английски не говорит. Топаю снова, на улице 35 градусов. Приношу — хорошо, приняла, напечатала. Иду к гондурасцам. Нужны копии этого, этого и этого, по две штуки. Я подготовленная — сделала заранее. Нет, ещё нужны копии пары страничек. В моей голове поток местных идиоматический фраз и выражений! Снова топаю, делаю, плачу… Пошёл второй час. Приношу, отдаю, вижу, что собирается ставить какой‑то штамп в паспорт. Даю бумажку свою про пустые страницы. Не читает, швыряет мне обратно в лицо и жирно вдавливает огромный штамп на пустой разворот. Скотина редкостная! Ещё 40 $ идти оплачивать пешком в банк… Как дальше ехать?! На одной маленькой границе испоганены четыре страницы паспорта, визы ставить некуда…
Теперь о хорошем. Нет худа без добра! В нескольких километрах от границы находится город Копан-Руинас, где меня встречает Доктор Корралес — мотоциклист, владелец отелей, отец двоих сыновей и прекрасной дочери, ныне холостяк, путешественник и исключительно гостеприимный хозяин. Получив образование в Гондурасе, Коста-Рике, Англии и Америке, он долгие годы возглавлял министерство здравоохранения страны, путешествовал и помогал в развитии медицины многих стран мира. Ещё в советские времена бывал в Москве и СанктПетербурге, и даже в Казахстане и Узбекистане. Спустя 30 лет семейной жизни решил, что немного свободы ему не помешает, и развёлся, но находится в тёплых отношениях с супругой и детьми. Ездит на «Харлее» и иногда на «Дукати», живёт на два города — Копан-Руинас и Сан-Педро-Сула, занимается отельным бизнесом и ведёт несколько амбициозных проектов. Сам город малюсенький, но уютный, живёт за счёт туризма — рядом расположены древние пирамиды и орнитологический парк.
Копа́н — одно из крупнейших археологических городищ на территории Гондураса. Существовал с первых веков до н. э., в период расцвета (VII‑VIII вв. н. э.) был центром царства Шукууп — самостоятельного государства древних майя. В центре городища возвышаются знаменитые стелы, изображающие царей, а также богов-хранителей долины.
После руин очень захотелось познакомиться с местными знаменитостями — гуакамайя, или попугаями ара по‑нашему. Их изображения на сотнях сувениров и громкие крики над головой, — казалось бы, только пересекла границу, а природа снова резко изменилась. И другие птицы — классные! Особенно мне полюбились очаровашки туканы, они такие трогательные и неуклюжие, но в руки не даются. Выглядят как плюшевые игрушки, сложно поверить, что природа создала такое необычное создание. Зато ара повторяют «Ола!» и сами взбираются на плечи.
И всё‑таки любая страна — это, прежде всего, люди. В Минске я часто принимала путешественников, рассказывала про город и страну, кормила блюдами национальной кухни и рисовала образ страны, неидеальный, но стараясь показать самое лучшее. Теперь мироздание одаривает меня такими же встречами в пути. Впечатления о Гондурасе стали меняться с момента встречи с Доктором Корралесом и продолжают обрастать положительными эмоциями.