Мотоциклы для дальнобойного туризма по дорогам с твёрдым покрытием

МотоАвто

Два слоника

Текст Дениса Dean Панфёрова, фото Максима DeeTroy

Почему эта статья называется «Два слоника»? Потому что эмблема Cagiva — слоник, и оттиск этого логотипа есть на всех запасных частях Cagiva, а также очень долго встречался на деталях Ducati даже после смены владельца марки. Как напоминание о том, что когда‑то оба бренда принадлежали одной семье. Слева направо: Ducati Multistrada 950S, 2020 / 937 см³ / 113 л.с. / 227 кг, от 1 395 000 руб. Cagiva Navigator 1000, 2000 / 996 см³ / 99 л.с. / 225 кг, 200 000‑350 000 руб.

В классе «туристический эндуро» есть два подкласса — жёсткие мотоциклы для бездорожья с передним колесом на 21", большим дорожным просветом и внедорожными ходами могучих подвесок, и «плюшевые» с 19" передом и комфортом-ветрозащитой, предназначенными для дальнобойного туризма по дорогам с твёрдым покрытием. Cagiva Navigator стояла у истоков зарождения этого подкласса, Ducati Multistrada 950 — его типичный современный представитель.

Между Cagiva Navigator 1000, представленным миру в 2000 году и Ducati Multistrada 9502020 года лежит 20 лет развития и прогресса. Насколько далеко удалось уйти вверх по спирали эволюции?

Двигатель

Двигатели идеологически очень похожие. Дело в том, что успехи Ducati в мировом Супербайке конца 90‑х годов ХХ века вынудили двух японских производителей инвестировать в разработку 90‑градусых твинов объёмом 996 см3. Так появились Honda VTR1000F и Suzuki TL1000S, не являющиеся, конечно, точной копией Ducati 996, но повторяющие его в деталях — диаметр и ход поршней, степень сжатия, угол развала цилиндров. Примечательно, что до гонок мирового уровня эти разработки так и не дошли, а вот в гражданском применении стали популярными. Их устанавливали и в дорожные мотоциклы, и в туристические эндуро тоже — Honda Varadero и Suzuki V-Strom.

Этот «сузучий» литровый мотор и стоит в «Навигаторе». В варианте для спортбайка TL1000R он выдавал 135 сил при степени сжатия 11,7:1, но для турэндуро его дефорсировали до 99 сил, уменьшив степень сжатия до 11,3:1 и изменив программу управления впрыском. Более тяжёлый коленчатый вал сделал повадки мотора более гражданскими — он плавнее реагирует на поворот ручки газа и стабильнее работает на низких оборотах — инерции маховика хватает, чтобы не заглохнуть при движении в натяг.

Но полностью убить все спортивные повадки «злого литра» не удалось. При неосторожном обращении с ручкой газа можно сорвать заднее колесо в юз, оторвать переднее на полметра от асфальта на первой передаче, а также исполнить в повороте лоусайд, или хайсайд — на выбор. По сути двигатель плюшевым и туристическим является только на бумаге, в реальной жизни это такой грубоватый мужлан из рабочего района, который сначала в репу даст, а уже потом будет разбираться, из‑за чего был весь сыр-бор.

Наличие впрыска не отменяет рычажка подсоса, который нужно вытягивать на себя при холодном старте. Но заводится мотоцикл легко и охотно, прогревается быстро и практически сразу готов отправляться в дорогу. Убираем подсос, выжимаем туговатый рычаг сцепления с тросовым приводом и включаем первую. Ничего необычного — передач в коробке шесть, переключаются они чётко и вверх, и вниз, естественно, нет ни квикшифтера, ни сцепления с обратной пробуксовкой — всё вручную: вверх со сбросом газа, вниз с выжимом сцепления и перегазовками. Олдскул.

Стрелку спидометра удалось догнать до конца шкалы и положить на отметку «240», но спидометр едущей сзади Мультистрады при этом показывал намного меньше — всего 223 км/ ч.

У мотора Ducati Testatretta тоже гоночных хромосом хватает. Он чуть меньше по объёму (937 против 996 см3), но сильнее поджат по степени сжатия (12,6:1 против 11,3:1) и развивает уже не 99, а 113 сил. Естественно, никакого подсоса нет — всё управление мотором доверено электронике, даже от ручки газа никакие тросики к дросселю не идут: просто стоит реостат, сообщающий компьютеру на какой угол и с какой скоростью вы ручку повернули, а уж компьютер за вас решает, на сколько и как быстро открывать дроссели, а также сколько надо лить бензина в цилиндры.

На страже срыва заднего колеса в занос стоит настраиваемая противобуксовочная система, есть сцепление с обратной пробуксовкой, позволяющее безболезненно отщёлкать перед поворотом вниз 2‑3 передачи и просто бросить рычаг сцепления, есть также анти-вилли. По повадкам своим это уже не мужлан, а интеллигент, который перед тем, как разбить морду, возьмёт у вас письменное согласие на нанесение увечий средней степени тяжести. Но стоит отметить, что интеллигент этот современный, не пренебрегающий силовыми и кардиотренировками в спортивном зале.

Переключаться вверх и вниз можно без выжима сцепления — за тебя всю работу по синхронизации угловых скоростей валов в коробке передач сделает квикшифтер. По сути сцепление нужно только чтобы тронуться с зелёного светофора и поймать нейтраль на светофоре красном. Рычаг мягкий, с гидравлическим приводом.

Максимальная скорость, показанная Ducati, была 229 км/ ч по приборке. Со старта мотоциклы разгоняются очень похоже примерно до 180 км/ ч, потом современный мотоцикл постепенно уходит вперёд за счёт более мощного мотора. Но разница не глобальная. Сразу и не скажешь, что между ними 20 лет.

Подвески

В подвесочном департаменте прогресс заметён сильнее. Мало того, что у Ducati перевёрнутая вилка с перьями диаметром 48 мм против обычного 45‑миллиметрового телескопа Cagiva, так ещё и перевёртыш этот снабжён электронной регулировкой Ducati Skyhook Suspension Evo (DSS), подстраивающей характеристики подвески под состояние дороги, ваш стиль вождения и ваши предпочтения по комфорту.

Вилка на Ducati монументальнее и жёстче, задний маятник тоже жёстче и выглядит солиднее. Ходы подвесок в пользу мотоцикла из Болоньи — у него 170 / 170 миллиметров перед / зад, а у Cagiva 150 / 160 мм. Для туристическго эндуро «Навигатор» рулится неплохо, но «Мультик» едет увереннее и в скоростных поворотах на асфальте, и по грунтовке тоже. Он ощущается более собранным и монолитным, на нём проще ехать быстро и резко менять направление движения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

За урожаем из глубин За урожаем из глубин

На разных верфях страны бум рыбопромыслового судостроения

Популярная механика
Правила жизни Дэвида Финчера Правила жизни Дэвида Финчера

Правила жизни режиссера Дэвида Финчера

Esquire
1952: От Урала до Днепра 1952: От Урала до Днепра

Лёгкая мототехника (меньше 100 см³) в СССР выпала из обоймы

Мото
Пять типов отделки автомобильных интерьеров — от худшего к лучшему Пять типов отделки автомобильных интерьеров — от худшего к лучшему

Все еще без ума от кожи?

Maxim
Из прошлого в будущее Из прошлого в будущее

Попытка выразить преклонение перед мотоциклами бренда MV Agusta

Мото
Facebook стала главной торговой площадкой Бангладеш: в соцсети сотни тысяч людей продают платья, украшения и попугаев Facebook стала главной торговой площадкой Бангладеш: в соцсети сотни тысяч людей продают платья, украшения и попугаев

Как жители Бангладеша используют Facebook

VC.RU
Коллеги Коллеги

Сравниваем Kawasaki Z900RS и Yamaha XSR900

Мото
Место на карте: плато Путорана Место на карте: плато Путорана

История загадочного плато Путорана

Культура.РФ
Киберпанк-2021 Киберпанк-2021

Проект нового направления в музыкальной индустрии родился на стыке технологий

Популярная механика
Как определить размер груди Как определить размер груди

Как узнать ваш размер груди и как пользоваться таблицей размеров

Cosmopolitan
1953‑1954: Дайте советский мотоцикл! 1953‑1954: Дайте советский мотоцикл!

За четверть века советский мотопром так и не создал самостоятельных конструкций

Мото
«Палм-Спрингс»: день сурка в Калифорнии «Палм-Спрингс»: день сурка в Калифорнии

Комедия «Палм-Спрингс» о том, что значит застрять на одном и том же дне

Psychologies
Отчаянные головоломки: «Счастливая семёрка» Отчаянные головоломки: «Счастливая семёрка»

Трёхмерная аналогия «Пятнашек»

Наука и жизнь
11 звонких фактов о Царь-колоколе 11 звонких фактов о Царь-колоколе

Начнем с того, что у Царь-колокола плохая карма, а еще его нельзя спаивать

Maxim
Корги-детектив: сварливые пташки. Отрывок из романа Милдред Эбботт Корги-детектив: сварливые пташки. Отрывок из романа Милдред Эбботт

Отрывок из нового романа Милдред Эбботт о корги Ватсоне и его хозяйке

СНОБ
Правила жизни Уитни Хьюстон Правила жизни Уитни Хьюстон

Правила жизни исполнительницы хита I Will Always Love You

Esquire
Самообъективация: почему нам стоит меньше беспокоиться о внешности Самообъективация: почему нам стоит меньше беспокоиться о внешности

Почему мы верим, что счастья достойны только красивые женщины

Cosmopolitan
Директор по продукту Spotify: «Наше преимущество в том, что мы не пытаемся втиснуть пользователя в какую-то экосистему» Директор по продукту Spotify: «Наше преимущество в том, что мы не пытаемся втиснуть пользователя в какую-то экосистему»

Интервью c Оуэном Смитом — о запуске в России, доступности Spotify и алгоритмах

VC.RU
Как начать инвестировать, если у вас только 1000 рублей Как начать инвестировать, если у вас только 1000 рублей

Инвестиции сегодня — это модно или необходимо?

Psychologies
Радиация уменьшила устойчивость сверхпроводящих кубитов Радиация уменьшила устойчивость сверхпроводящих кубитов

Про необходимость создания радиационной защиты для будущих квантовых компьютеров

N+1
Как стать ученым и фантастом: Карл Саган и Саймон Морден Как стать ученым и фантастом: Карл Саган и Саймон Морден

Как ученые популяризируют науку через фантастику

Популярная механика
Утки, черепашки и луна в матроске Утки, черепашки и луна в матроске

Ради них дети и подростки девяностых могли проснуться рано утром в выходные?

Лиза
Орнитологи нагрели красноклювых ткачей до 48 градусов Цельсия Орнитологи нагрели красноклювых ткачей до 48 градусов Цельсия

Красноклювые ткачи выдерживают рекордное значение температуры тела в 48 градусов

N+1
Летнее бремя Летнее бремя

Как пережить расставание с детьми

Огонёк
Что скрывается за конфликтом Трампа и TikTok Что скрывается за конфликтом Трампа и TikTok

Пока Белый дом занимается тиктоком, серьезные проблемы уходят на второй план

GQ
Активация болевых рецепторов ускорила заживление ран Активация болевых рецепторов ускорила заживление ран

Полученные раны могут затягиваться ещё быстрее

N+1
6 коварных и смертоносных ловушек, придуманных людьми для людей 6 коварных и смертоносных ловушек, придуманных людьми для людей

Страшный сон Индианы Джонса, который существовал в реальности

Maxim
Забытое старое Забытое старое

В доме XIX века воссоздали атмосферу традиционного итальянского интерьера

SALON-Interior
Хорошо забытое старое: «Игрушка» Грина Хорошо забытое старое: «Игрушка» Грина

Олег Лекманов разбирает ранний рассказ Александра Грина

Полка
Работал официантом, даже когда стал известным: история Тимы Белорусских Работал официантом, даже когда стал известным: история Тимы Белорусских

10 удивительных фактов о певце Тиме Белорусских

Cosmopolitan
Открыть в приложении