Мир первый и второй. Продолжение
Герой предыдущего материала, 18-летний Ричард, размышлял, существуют ли на самом деле в обществе два разных мира — «первого» и «второго» сорта — и можно ли разделить людей на условные «классы». На эти же вопросы психолог Катерина Мурашова предложила ответить читателям проекта «Сноб». Разбираемся, что из этого вышло
Благодарю читателей, которые прислали письма о классовом разделении в обществе. Ответы опубликованы в моем блоге, в рубрике «Люди пишут письма». Мнения, как всегда, получились самые разные — но тем интереснее. Очевидно, что единого мнения по такому сложному и многогранному вопросу быть не может.
Многие читатели отметили, что сами вопросы были сформулированы слишком обще. По поводу каждого из них можно рассуждать буквально до бесконечности, так ничего толком и не сказав по существу. Признаю правоту читателей. Вероятно, нам с Ричардом нужно было конкретизировать. Скажу в оправдание: Ричард еще очень молод, а для юности, с ее отсутствием опыта и желанием «взглядом сверху» охватить все и сразу, как раз характерны именно такие рассуждения — «как оно вообще». На мой взгляд, в этом есть и недостаток, и достоинство одновременно. Ведь осознанная в зрелости необходимость «сузить тему» для ее подробного рассмотрения может приводить к тому, что картины целиком человек уже не видит и не осознает.
Давайте, однако, теперь все же попробуем что-то обобщить и подвести какие-нибудь итоги. Что же у нас получается с «первым» и «вторым» мирами?
- Практически все высказавшиеся признали, что многое по этому вопросу мы, люди, унаследовали от биологии, от своих животных предков. Мы — коллективно живущие приматы, и для нас характерна иерархия особей в группе, стремление «пробиться наверх» у нас, можно сказать, записано «на жестком диске». Отмечу, впрочем, что даже среди приматов существуют так называемые «обезьяны вне иерархии» — отдельные особи, которые по каким-то неизвестным ученым причинам просто отказались играть в игру «стань главным павианом». Они продолжают жить в стае, строят личные отношения с ее членами, но не участвуют в иерархических играх. Уровень реального статуса таких особей в стае обычно средний — не высокий и не низкий.