Врата миров | Миры
Королевство страха и сомнений
Мультивселенная Стивена Кинга
В последнее время от Стивена Кинга не спрятаться. Фильмы, сериалы и тонны новостей, связанных с его именем, — всё буквально кричит о том, что пора заваливаться на диван в обнимку с «Оно», «Мистером Мерседесом» или «Тёмной башней». Вы наверняка знаете эти названия и , скорее всего, даже что-то читали. Но вы задумывались о том, что действие большинства произведений Кинга происходит в одной вселенной? Знали, что его книги объединены общими персонажами и событиями? Нет? Тогда запаситесь чаем и бутербродами, потому что, нырнув во вселенную Стивена Кинга, уже не отделаешься одной прочитанной книгой. Впереди ждёт очень долгая сказка…
На границе вселенной
В 2002 году Стивен Кинг заявил, что прекращает писательскую деятельность, — но что-то заставило его изменить своё решение. Спустя год он выпустил обновлённое издание «Стрелка» — первого романа цикла «Тёмная башня». Оставшиеся тома цикла уже были дописаны, и Кинг готов был отпустить своё детище в большой мир — жить самостоятельной жизнью. Но прямо перед тем, как «Башня» должна была отправиться на выпускной бал, Кинг остановил её: дописал около тридцати новых страниц, добавил несколько новых сцен. Он объяснил необходимость доработки тем, что хотел исправить некоторые неточности, которые противоречили следующим томам цикла, и сделать роман более доступным для новых читателей.
И, как обычно, Стивен Кинг не поскупился на предисловие, где подробно объяснил, почему решил вернуться к редактуре романа, выпущенного больше двадцати лет назад.
В конце своей исповеди Кинг, обращаясь к новым читателям, заключил: «Мир Роланда — это мир чудес, а его история — долгая сказка. Именно так я её и задумал».
Так уж получилось, что «мир чудес», в котором жил Роланд, оказался лишь частью огромной вселенной, выходящей далеко за границы не только нашей планеты, но и нашего мировосприятия. Достаточно вспомнить, что в финале романа «Оно» описывается фантасмагорическое противостояние вселенского зла в виде огромного паука со всеобъемлющим добром в лице черепахи. Все произведения Кинга будто покрыты липкой паутиной — настолько плотно события и персонажи переплетены между собой. И , один раз коснувшись этой паутины, из неё уже не выпутаться…
На самом деле начало долгой сказке, о которой говорил Кинг, положил вовсе не «Стрелок», а его первый роман — «Кэрри». Именно с этого произведения началась целая цепочка взаимосвязей, которая тянется до сих пор. И , как обычно и бывает, начало этой цепочке положила сущая мелочь.
Несмотря на то, что «Кэрри» — это отдельное произведение, напрямую не связанное с другими книгами Кинга, некоторые детали оттуда перекочевали в его последующие истории. Например, прачечная «Голубая лента», где работала мать Кэрри в свободное от религиозных припадков время, позже встречается в романе «Дорожные работы». Таких отсылок в творениях Кинга — сотни. Фанаты даже составляли подробнейшие схемы взаимосвязей всех его персонажей. Другой вопрос, что разбираться в этих схемах не слишком интересно, ведь большинство отсылок — лишь упоминание второстепенного персонажа одного произведения в третьестепенной сцене другого.
Однако все эти пасхалки невероятно важны для вселенной Стивена Кинга, так как во многом благодаря им у читателя возникает ощущение реальности происходящего. И вселенная Кинга связана не только едва заметными ниточками. Есть несколько узлов, к которым стягиваются все сюжеты его романов.
Общие места
Когда натыкаешься на рекламное клише «в духе Стивена Кинга», на ум сразу приходит место действия: маленький уютный городок одноэтажной Америки, где происходит нечто необъяснимое и сверхъестественное. У Стивена Кинга этим городком чаще всего оказывается либо Касл-Рок, либо Дерри — оба в штате Мэн.
Касл-Рок — квинтэссенция того самого тихого городка, где у каждого жителя в шкафу запрятан скелет.
Имя первого города навеяно то ли «Повелителем мух» Уильяма Голдинга, где так называлась часть острова, то ли одноимённой песней Фрэнка Синатры. Впервые читатели близко познакомились с Касл-Роком в романе «Мёртвая зона» (1979). Затем город упоминался во многих книгах, но нигде не был в центре внимания. Это отличает его от других памятных мест на литературной карте Стивена Кинга. Например, городок Салем, о котором речь пойдёт ниже, тоже занимает видное место в творчестве Короля ужасов, — но Салем сам вызывает тревогу и страх, и на этом отчасти строится сюжет. А Касл-Рок почти всегда остаётся лишь декорацией, фоном для загадочных и мистических событий. Но в этом и заключается его прелесть — ведь в литературе декорации играют не меньшую роль, чем в кино или театре. Только в книгах писателю нужно построить их с помощью собственного слова и чужого воображения.