В России как-то не задалось с авианосцами

MaximОбщество

«Ламантенок» ищет маму

В России как-то не задалось с авианосцами. Но недавно общественности был представлен проект нового настоящего российского авианосца «Ламантин». Или не настоящего? Или не нового?

Текст Николай Поликарпов

Авианосцы давно стали атрибутом мировой супердержавы. С одной стороны, авианосные группировки позволяют почти безнаказанно доминировать над вооруженными силами более слабого противника: подплыл к чужим берегам, как бы далеко они ни располагались, и, не входя в зону поражения береговой обороны, можешь громить там все, что пожелаешь, своей авиацией и ракетами кораблей сопровождения. А с другой стороны, содержание авианосца и обеспечивающих его действия кораблей стоит таких денег, что это по силам лишь государствам с мощной экономикой. Например, авианосец «Нимиц», введенный в эксплуатацию в 1975 году (корабли этого класса живут очень долго, так что не удивляйся), обошелся налогоплательщикам США в 4,5 млрд долларов в ценах того года (сегодня эту сумму можно смело умножать на два). Его эксплуатация стоит еще 160 млн долларов за каждый год службы. Так что, кроме сверхдержав, такое статусное удовольствие никому не по карману. Неудивительно, что в мире только у десяти стран есть авианосцы. Первая из них, естественно, США. Там в строю аж 11 авианосцев – половина всех существующих сегодня в мире. По два корабля имеют могучая морская держава Италия (правда, на одном из них могут базироваться только самолеты вертикального взлета и посадки – маленький он) и бывшая империя Великобритания – два корабля типа «Королева Елизавета». Почетное третье место делят семь стран, имеющих по одному авианесущему кораблю. Из них самостоятельно проектировать и строить такие сложные машины могут Франция и Испания. Ну, еще Китай и Россия, но Россия лишь потенциально, поскольку способность создавать собственные авианосцы пока не продемонстрировала – лишь декларирует ее.

«Королева Елизавета», Великобритания

Россия не обладает могуществом Советского Союза, умевшего строить корабли такого класса, так что пользуется пока советским тяжелым авианесущим крейсером (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (очень длинное название, в просторечии сокращаемое до «Кузи»). А Китай приобрел недостроенный советский ТАВКР «Варяг» (близкий родственник «Кузи»), достроил его и переименовал в «Ляонин». Затем уже самостоятельно построил его улучшенную копию «Шаньдун», получив, таким образом, два почти однотипных корабля. Остальные страны получили свои авианосцы от других государств. Например, индийский «Викрамадитья» – это бывший советский авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», модернизированный в России по заказу Индии. Итак, только США, Великобритания, Франция, Испания и Италия строят авианосцы. Тем интереснее планы России войти в этот клуб. Для начала попробуем понять, зачем нам это вообще надо.

«Ляонин», КНР

Зачем России авианосцы?

А действительно, зачем? Агрессивные планы в отношении заморских стран мы вроде бы не вынашиваем. Экономика позволяет? Ну, осталась пока еще какая-то – может, и потянет содержание корабля. Речь, скорее, может идти об оборонительных целях.

Не обсуждая возможный ядерный конфликт (ядерное оружие, к счастью, остается средством сдерживания), относительно реалистичным представляется конфликт неядерный, когда к суверенным берегам приплывает враг в виде авианосной ударной группировки (АУГ) на радиус действия палубной авиации и крылатых ракет – порядка 200–300 км. Дальше по необходимости – либо высадка десанта, либо расстрел с неба. Как противостоять такому врагу? Задача непростая: такие большие и дорогие корабли прикрыты как собственной авиацией, так и зенитными и противолодочными средствами кораблей сопровождения. Плюс подводные лодки, самолеты дальнего радиолокационного дозора (ДРЛО) и космическая группировка разведывательных спутников. То есть силами авиации, или ракетами берегового базирования, или подводными лодками утопить авианосец крайне сложно. По расчетам, бомбардировщики при атаке АУГ потеряют до 40% самолетов – такими темпами самолеты кончатся быстрее, чем авианосцы. Могли бы помочь корабли своего флота, но они не смогут даже приблизиться к АУГ, если у них не будет авиационного прикрытия, обеспечить которое с берега не даст сравнительно малый боевой радиус действия

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Охрана, титулы и деньги: 8 неудобных вопросов о жизни принца Гарри и Меган Маркл Охрана, титулы и деньги: 8 неудобных вопросов о жизни принца Гарри и Меган Маркл

Страсти почти улеглись, но остались вопросы о жизни принца Гарри и Меган Маркл

Cosmopolitan
Ее светлость Ее светлость

Эрика проделала длинный путь из закарпатской деревушки до этой волнующей обложки

Maxim
Природный инстинкт Природный инстинкт

Что делать, если ты не владеешь тонким искусством обольщения?

Лиза
Ангелина во плоти Ангелина во плоти

Бесстрашная актриса Ангелина Поплавская – без маски и химзащиты

Maxim
Новый Volkswagen Touareg. Немного суррогатный, но крайне успешный Новый Volkswagen Touareg. Немного суррогатный, но крайне успешный

VW Touareg третьего поколения – это комфорт, управляемость и безопасность

4x4 Club
Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
С итальянским акцентом С итальянским акцентом

Квартира в Париже с классической французской архитектурой и южных оттенков

AD
Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018» Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018»

Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018»

Playboy
Шандор Мараи: Свечи сгорают дотла Шандор Мараи: Свечи сгорают дотла

Фрагмент романа венгерского писателя Шандора Мараи

СНОБ
Диагностика по ногтям Диагностика по ногтям

Можно ли определить состояние здоровья по форме, цвету и прозрачности ногтей?

Maxim
Как убрать запах из обуви: пошаговая инструкция по борьбе с неприятностью Как убрать запах из обуви: пошаговая инструкция по борьбе с неприятностью

Как избавиться от запаха в обуви и что вызывает его появление

Playboy
С кем лучше воровать, болеть и тонуть? С кем лучше воровать, болеть и тонуть?

Кто больше достоин доверия – мужчины или женщины?

Maxim

Некоторые болезни нельзя вылечить, но с ними можно вести нормальную жизнь

Cosmopolitan
Морская фигура Морская фигура

Актриса и новая ведущая реалити-шоу «Место под солнцем» Наталья Рудова на пляже

Maxim
Процедура наращивания ресниц: виды, материалы и время процедуры Процедура наращивания ресниц: виды, материалы и время процедуры

Всё, что необходимо знать о наращивании ресниц в салонных или домашних условиях

Cosmopolitan
Русалка шоу-бизнеса Русалка шоу-бизнеса

Модель Евгения Кузьмина, которая снялась в новом фильме Гая Ричи «Джентльмены»

Maxim
Сокровище нации Сокровище нации

Разговор с легендарным тренером об Алине Кабаевой, зависти и отношениях с мужем

GQ
100 самых сексуальных женщин страны: 100-53 100 самых сексуальных женщин страны: 100-53

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
Герои Парижа Герои Парижа

Стандартные маршруты наскучили?

Лиза
В тылу «Аванпоста» В тылу «Аванпоста»

Лукерье Ильяшенко было приятно снять бронежилет после спасения Земли

Maxim
Из Москвы в Петербург Из Москвы в Петербург

Эта квартира для командировок — отличная альтернатива комфортабельному отелю

SALON-Interior
Лепота спасет мир Лепота спасет мир

Группа «Фабрика» обрела новую участницу – Марию Гончарук

Maxim
Продлили на сезон Продлили на сезон

Сериалы сегодня смотрят даже дизайнеры. О своей симпатии они заявляют с подиума

Vogue
Цивилизация Цивилизация

Они одними из первых освоили инженерию, завели армию, монархию и дипломатию

Вокруг света
Как правильно пользоваться Википедией Как правильно пользоваться Википедией

Как ссылаться в споре на Википедию и не краснеть

Maxim
Попали в сети Попали в сети

Крутые редкие марки в крупных косметических торговых сетях

Добрые советы
Автодилерский бизнес: конфеты вкусные и горькие Автодилерский бизнес: конфеты вкусные и горькие

Авторынок переживает сегодня нелегкие времена

Эксперт
Явления – народу Явления – народу

В канонической фантастике 2010-е считались далеким будущим

Esquire
История ученого, который пожертвовал жизнью, чтобы описать симптомы укуса ядовитой змеи История ученого, который пожертвовал жизнью, чтобы описать симптомы укуса ядовитой змеи

Карл Петерсон Шмидт вел дневник с момента укуса до самой смерти

Maxim
Открыть в приложении