В России как-то не задалось с авианосцами

MaximОбщество

«Ламантенок» ищет маму

В России как-то не задалось с авианосцами. Но недавно общественности был представлен проект нового настоящего российского авианосца «Ламантин». Или не настоящего? Или не нового?

Текст Николай Поликарпов

Авианосцы давно стали атрибутом мировой супердержавы. С одной стороны, авианосные группировки позволяют почти безнаказанно доминировать над вооруженными силами более слабого противника: подплыл к чужим берегам, как бы далеко они ни располагались, и, не входя в зону поражения береговой обороны, можешь громить там все, что пожелаешь, своей авиацией и ракетами кораблей сопровождения. А с другой стороны, содержание авианосца и обеспечивающих его действия кораблей стоит таких денег, что это по силам лишь государствам с мощной экономикой. Например, авианосец «Нимиц», введенный в эксплуатацию в 1975 году (корабли этого класса живут очень долго, так что не удивляйся), обошелся налогоплательщикам США в 4,5 млрд долларов в ценах того года (сегодня эту сумму можно смело умножать на два). Его эксплуатация стоит еще 160 млн долларов за каждый год службы. Так что, кроме сверхдержав, такое статусное удовольствие никому не по карману. Неудивительно, что в мире только у десяти стран есть авианосцы. Первая из них, естественно, США. Там в строю аж 11 авианосцев – половина всех существующих сегодня в мире. По два корабля имеют могучая морская держава Италия (правда, на одном из них могут базироваться только самолеты вертикального взлета и посадки – маленький он) и бывшая империя Великобритания – два корабля типа «Королева Елизавета». Почетное третье место делят семь стран, имеющих по одному авианесущему кораблю. Из них самостоятельно проектировать и строить такие сложные машины могут Франция и Испания. Ну, еще Китай и Россия, но Россия лишь потенциально, поскольку способность создавать собственные авианосцы пока не продемонстрировала – лишь декларирует ее.

«Королева Елизавета», Великобритания

Россия не обладает могуществом Советского Союза, умевшего строить корабли такого класса, так что пользуется пока советским тяжелым авианесущим крейсером (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (очень длинное название, в просторечии сокращаемое до «Кузи»). А Китай приобрел недостроенный советский ТАВКР «Варяг» (близкий родственник «Кузи»), достроил его и переименовал в «Ляонин». Затем уже самостоятельно построил его улучшенную копию «Шаньдун», получив, таким образом, два почти однотипных корабля. Остальные страны получили свои авианосцы от других государств. Например, индийский «Викрамадитья» – это бывший советский авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», модернизированный в России по заказу Индии. Итак, только США, Великобритания, Франция, Испания и Италия строят авианосцы. Тем интереснее планы России войти в этот клуб. Для начала попробуем понять, зачем нам это вообще надо.

«Ляонин», КНР

Зачем России авианосцы?

А действительно, зачем? Агрессивные планы в отношении заморских стран мы вроде бы не вынашиваем. Экономика позволяет? Ну, осталась пока еще какая-то – может, и потянет содержание корабля. Речь, скорее, может идти об оборонительных целях.

Не обсуждая возможный ядерный конфликт (ядерное оружие, к счастью, остается средством сдерживания), относительно реалистичным представляется конфликт неядерный, когда к суверенным берегам приплывает враг в виде авианосной ударной группировки (АУГ) на радиус действия палубной авиации и крылатых ракет – порядка 200–300 км. Дальше по необходимости – либо высадка десанта, либо расстрел с неба. Как противостоять такому врагу? Задача непростая: такие большие и дорогие корабли прикрыты как собственной авиацией, так и зенитными и противолодочными средствами кораблей сопровождения. Плюс подводные лодки, самолеты дальнего радиолокационного дозора (ДРЛО) и космическая группировка разведывательных спутников. То есть силами авиации, или ракетами берегового базирования, или подводными лодками утопить авианосец крайне сложно. По расчетам, бомбардировщики при атаке АУГ потеряют до 40% самолетов – такими темпами самолеты кончатся быстрее, чем авианосцы. Могли бы помочь корабли своего флота, но они не смогут даже приблизиться к АУГ, если у них не будет авиационного прикрытия, обеспечить которое с берега не даст сравнительно малый боевой радиус действия

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

100 самых сексуальных женщин страны: 100-53 100 самых сексуальных женщин страны: 100-53

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
Шарлиз Терон Шарлиз Терон

Правила жизни актрисы Шарлиз Терон

Esquire
Сюррогатный гений Сюррогатный гений

Сальвадор Дали был куда более нормален, чем это принято считать

Maxim
Зимние чудеса России Зимние чудеса России

Все эти уникальные и фантастические по красоте места – не выдумка сказочника

Лиза
Как распознать хорошее шампанское и завести друзей Как распознать хорошее шампанское и завести друзей

Эта статья добавит фактов о шампанском и расширит твое сознание

Maxim
Евгения Риц: Кольцо Вейса Евгения Риц: Кольцо Вейса

Новый текст поэта и прозаика Евгении Риц

СНОБ
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Актриса непростого ремесла Актриса непростого ремесла

Катрин Денев — о кино и сельскохозяйственных выставках

GQ
Бурлеск Самбурской Бурлеск Самбурской

Актриса, певица, дива, Самбурская, Настасья – все это о ней

Maxim
Как ходить по речному льду, чтобы не утонуть Как ходить по речному льду, чтобы не утонуть

Тевтонские псы-рыцари не стали читать эти советы и утонули, провалившись под лед

Maxim
Они позорят свой район! Они позорят свой район!

Архитектурная доска позора

Maxim
Москва вошла в число самых дорогих городов мира для миллиардеров Москва вошла в число самых дорогих городов мира для миллиардеров

По каким критериям оценивают Москву миллиардеры?

Forbes
Рама Тайский: король в законе Рама Тайский: король в законе

Сегодняшний тайский король даст фору Калигуле

Maxim
Скука-любовь Скука-любовь

Как зажечь былой огонь и вернуть сексу яркость и остроту?

Добрые советы
Охота на Лисовую Охота на Лисовую

Мария Лисовая олицетворяет красоту землян в блокбастере «Вратарь Галактики»

Maxim
Это нам по зубам! Это нам по зубам!

Стоит ли прибегать к профессиональному отбеливанию, если есть домашние способы

Лиза
Морская фигура Морская фигура

Актриса и новая ведущая реалити-шоу «Место под солнцем» Наталья Рудова на пляже

Maxim
4 способа почистить зубы, когда под рукой нет зубной щетки 4 способа почистить зубы, когда под рукой нет зубной щетки

Как спасти свои зубы от кариеса, когда привычных средств под рукой нет?

Cosmopolitan
Лепота спасет мир Лепота спасет мир

Группа «Фабрика» обрела новую участницу – Марию Гончарук

Maxim
Как сказать о разводе ребенку Как сказать о разводе ребенку

Как правильно и объективно донести до ребенка новость о разводе

СНОБ
С кем лучше воровать, болеть и тонуть? С кем лучше воровать, болеть и тонуть?

Кто больше достоин доверия – мужчины или женщины?

Maxim
«Большевик каждую минуту застрелить может» «Большевик каждую минуту застрелить может»

«Огонек» задумался над тем, в чем сила ленинского наследия

Огонёк
Русалка шоу-бизнеса Русалка шоу-бизнеса

Модель Евгения Кузьмина, которая снялась в новом фильме Гая Ричи «Джентльмены»

Maxim
“Для женщин после 45”: зачем нам устанавливают возрастные лимиты в одежде “Для женщин после 45”: зачем нам устанавливают возрастные лимиты в одежде

Чего на самом деле стоит дискриминация по возрасту модной индустрии

Cosmopolitan
«Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки» «Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки»

Герман Греф о строительстве экосистемы, покупках IT-компаний и утечках

Forbes
Уроки дела Nginx. Как запустить стартап, работая в корпорации, и не потерять все Уроки дела Nginx. Как запустить стартап, работая в корпорации, и не потерять все

Как предпринимателю не дойти до суда с бывшим работодателем

Forbes
Убить вождя Убить вождя

Покушение на Ленина полно вопросов

Дилетант
8 фактов о русских почтовых марках 8 фактов о русских почтовых марках

13 января 1858 года поступила в обращение первая российская почтовая марка

Maxim
Александр Невский: Слова «невозможно» не существует Александр Невский: Слова «невозможно» не существует

Как сделать карьеру в Голливуде и при этом не стать плохим русским парнем

Playboy
8 фактов о космосе, в которые трудно поверить 8 фактов о космосе, в которые трудно поверить

Рассказываем, что необычного скрывает космос

РБК
Открыть в приложении