Директор L’Oréal по этике — о миссии бизнеса и позитивной дискриминации
Почему закон не всегда может быть последней инстанцией, в чем опасность необдуманных заявлений и остается ли прибыль главным критерием при оценке успеха компании, «РБК Стиль» рассказал старший вице-президент и директор по этике L’Oréal Эммануэль Люлен.

Долгое время все усилия маркетинговых подразделений косметических брендов были направлены на создание безмятежного царства красоты, где Зендая скачет верхом на белом коне, Кейт Бланшетт наслаждается жизнью в платьях Armani, а Ева Лонгория ослепляет сиянием своих волос. Угрозу этой идиллии представляли разве что возрастные морщины, но голливудские актрисы обещали поддержать человечество в борьбе и с этой напастью.
Однако в реальном мире покупатели сталкиваются не только с неровным тоном кожи, но и с гендерным неравенством, дискриминацией при приеме на работу, ухудшающейся экологической обстановкой и массой других проблем. И если когда-то от косметических компаний ожидали лишь выполнения обещаний, данных в рекламе их продукции, то сегодня — как и от бизнеса в целом —потребитель ждет реальных шагов, направленных на изменение сложившегося миропорядка. И более того, готов доплатить за продукцию, производитель которой пропагандирует идею социальной ответственности и верен принципам устойчивого развития. И это не только отказ от тестирования средств на животных.
Стать образцово-показательной компанией в этом отношении стремится группа L’Oréal, объединяющая такие бренды, как Lancome, Kiehl’s, Biotherm, Garnier, L’Oréal Paris, Maybelline. В борьбе за достижение цели косметический гигант (владение 33% акций L’Oreal обеспечивает правнучке основателя компании Франсуазе Беттанкур Мейер первую строчку в рейтинге богатейших женщин мира по версии Forbes) опирается на Кодекс этики, который регулирует отношения внутри компании, взаимодействие с поставщиками и партнерами, политику L’Oreal в области сохранения окружающей среды и развития общества. Следуя принципу открытости, о своих успехах компания регулярно отчитывается на сайте: к примеру, о сокращении выбросов CO2 на собственных заводах и снижении потребления воды, усилении топ-менеджмента женщинами-руководителями и предоставлении рабочих мест людям с инвалидностью.

В 2007 году L’Oréal даже ввела должность директора по этике, кресло которого занимает старший вице-президент компании Эммануэль Люлен. За соблюдением корпоративной этики он следит не только через монитор в своем парижском офисе: с 2015 года Люлен посетил более 65 представительств L’Oreal по всему миру, в конце 2019-го доехал и до России. Воспользовавшись случаем, «РБК Стиль» встретился с Эммануэлем Люленом в Москве.
— Интересно узнать, что чувствует человек, который остается последней инстанцией в случае возникновения этических вопросов — пожалуй, самых неоднозначных.
— Позиция и правда ответственная. Я бы даже сказал, что это скорее миссия, чем просто работа. Но все перестает быть столь неоднозначным, когда в компании вырабатывается единая система ценностей. Моя задача — следить за тем, чтобы решения, принимаемые компанией и ее сотрудниками, соответствовали этим ценностям.