Они считали себя плохими: диагноз «аутизм» в зрелом возрасте
Многие люди, страдающие аутизмом, всю жизнь считали себя плохими, пока им не поставили правильный диагноз. Каковы особенности принятия правды о своем расстройстве в зрелом возрасте и почему «лучше поздно, чем никогда»?
Иногда ясность в понимании собственных врожденных особенностей снимает с человека тяжелый груз. То, что не имело названия и приносило в жизнь и общение с другими немало сложностей, может иметь в основе причины медицинского характера. Зная о них, и сам человек, и его близкие начинают ориентироваться в ситуации и понимать, как выстраивать отношения с внешним миром — а порой и с внутренним.
Другой подход
Мой приятель всегда был, что называется, странным. Знакомые и даже родные считали его бесчувственным, недобрым и ленивым. Не сталкиваясь напрямую с подобными проявлениями его характера, я, наверное, как и остальные, запомнила клеймо, которое на него ставили те, чьих ожиданий он не оправдал.
И только спустя почти 20 лет знакомства с ним, после нескольких лет обучения психологии и чтения множества публикаций по теме меня осенила догадка: возможно, у него РАС — расстройство аутистического спектра. Синдром Аспергера или что-то еще — конечно, ставить диагноз не было ни моей задачей, ни моим правом. Но эта идея подсказала, как выстраивать с ним коммуникацию в работе над совместным проектом. И все прошло как нельзя лучше. Я не соглашусь ни с одной из негативных оценок, поставленных ему, и чувствую сострадание к человеку, которому приходится жить с ощущением, что он «не такой».