Массовое заражение волнами: как москвичи подсели на вейксерфинг в пандемию и кто на этом зарабатывает
Ленты Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) пестрят фотографиями и видео людей, катающихся за катером на досках — вейксерфах. В условиях закрытых границ в индустрии вейксерфинга произошел настоящий бум. Forbes рассказывает, как в России зародились вейксерф-клубы и за счет чего они расцвели во время пандемии
«К нам приходят люди и говорят: «У нас своя лодка на Майорке, но мы туда сейчас физически не можем попасть — вот и ходим к вам кататься», — пересказывает стандартную для последних летних сезонов беседу с клиентами сооснователь московского вейксерф-клуба Endless Summer Артем Халявин. «Границы закрыли, люди стали искать себе какие-то развлечения, а вейксерфинг в тот момент выходил в топ: у всех в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) появлялись видосы и сторис. Началось какое-то массовое заражение», — вспоминает 2020-й год совладелица другого вейксерф-клуба Wave Hunters Анна Абишина.
Но фоне роста спроса со стороны горожан, которым стало труднее отдыхать за рубежом, в 2020 году в Москве появилось много новых вейксерф-клубов и кратно возросла выручка старых. В 2021-м сразу несколько столичных игроков открыли точки в Геленджике.
Серфы против бордов
Вейк-рынок начал формироваться в Подмосковье и в Москве в начале 2000-х, рассказывает владелица клуба WakePeople Марина Коваленко. Поначалу его осваивали частные катера, которые «ловили» прохожих, либо катера на базах отдыха, вспоминает основатель вейксерф-клуба Local Surf Андрей Соколов.
По его словам, коммерческие клубы стали развиваться в начале 2010-х. Тогда в них катали только на вейкбордах — специальных досках с креплениями, которые перемещаются по воде за катером с помощью троса (фала). Один конец фала держит райдер, а второй крепят к катеру.
Впоследствии придумали балластные системы: катера стали наполнять мешками с водой (сегодня существуют автоматизированные балластные системы). Нагруженные лодки создают волну, которую райдеры используют как трамплин.
Затем с помощью балласта катера стали «заваливать» на один бок — это помогает сформировать одну большую волну, на которой райдер может кататься без фала, объясняет Марина Коваленко из Wake People. Для катания за таким катером появились другие доски, больше похожие на доски для серфинга. Новый вид катания назвали вейксерфингом.
В Москве клубов для занятий вейксерфингом поначалу было мало. «На момент 2013 года, когда я стал этим увлекаться, 70% райдеров катали на вейкборде», — вспоминает Андрей Соколов из Local Surf. Но со временем клубы стали переходить на новый вид спорта и к 2016 году уже две трети райдеров катались на вейксерфе, оценивает Соколов.
Волна на 25 минут
Основатель московского вейк-клуба Endless Summer, 44-летний Артем Халявин, как и многие, попал в эту сферу благодаря увлечению серфингом. Он восемь лет проработал в магазине спорттоваров для экстрима в Самаре, затем два года провел в путешествиях по Черногории, Египту, Маврикию и Бали, где подрабатывал инструктором по кайтсерфингу (катание по воде за счет тяги от воздушного змея — кайта). В 2008-м Халявин нашел вакансию пилота-буксировщика на частном катере в Москве и решил вернуться в Россию.
Владелец катера, на которого он работал, начинал кататься на вейкборде, после чего увлекся вейксерфингом. «Помню, когда мы в 2008 году начинали кататься на вейксерфе, проезжающие мимо лодки с вейкбордистами крутили пальцем у виска и говорили, что это выглядит смешно», — рассказывает Халявин.
В 2013-м Халявин и собственник катера вложили порядка $150 000 (около 4,6 млн рублей по курсу на 2013 год) в покупку еще одного катера бренда Nautique и еще столько же — в покупку лебедки и создание примитивного сайта. Часть денег Халявин скопил, другую — занял у друзей. На Бали в то время уже существовала серф-школа с названием Endless Summer — так же назвали московский клуб. «Мы договорились, что они будут рекомендовать своим московским клиентам-туристам продолжить тренировки у нас, а мы — советовать посетить их при поездке на Бали», — объясняет Халявин.
Первым делом партнеры придумали систему сетов: клиент мог забронировать один или несколько 25-минутных сеансов и гарантированно получить услугу в назначенное время. «Раньше можно было договориться с тренером или пилотом на 10 утра, а покататься в итоге только в 12, — уверяет предприниматель. — Так происходило потому, что тарифы были поминутными, и клиенты катались столько, сколько хотели». За один сет партнеры стали брать 2500 рублей в будний день и 3000 рублей в выходной.