Роман Лебедев о педагогических подходах большой перемены

ПУСКОбщество

Маршрут в будущее

Роман Лебедев о педагогических подходах большой перемены.

Меня зовут роман Лебедев. С “Большой Переменой” я познакомился как волонтер, но уже четвёртый год работаю в фонде заместителем руководителя ресурсного центра, а также руковожу проектом запуска образовательного центра в Новосибирске.

Студенты

Почти все наши студенты - люди с опытом сиротства. Кто-то с рождения жил в детском доме, кто-то попал туда в старшем возрасте, кого-то взяли в семью после длительного проживания в учреждении. Часто это взрослые люди, которым нужно наверстать школьную программу, адаптироваться к условиям самостоятельной жизни, а для этого нужна огромная мотивация: когда тебе уже за 30, но все равно нужно найти в себе силы закончить 9 или 11 классов, чтобы поступить в колледж или вуз, найти подходящую работу и доказать себе, что ты можешь.

Наша задача, как команды педагогов, создавать условия, которые помогут нашим студентам добиться поставленных целей. Миссия нашего фонда - это развитие самостоятельности студентов. Мы помогаем им стать взрослыми не с биологической точки зрения, а в социальном понимании этого слова, - способными принимать решения, делать выбор и чувствовать себя комфортно в социуме. Важный блок нашей работы - это закрытие образовательных пробелов и освоение программы общеобразовательной школы. Несмотря на длительное обучение в детских домах и интернатах, их выпускники часто имеют лишь базовые знания по школьным предметам. Мы помогаем им успешно пройти этот путь, но не просто закрываем дыры в образовании, а стараемся научить применять эти знания и быть способными учиться самостоятельно.

Методики

Работа “Большой Перемены” построена на технологиях педагогической поддержки и социального партнёрства. Они позволяют нам в полной мере учитывать актуальные возможности всех участников образовательного процесса, видеть зоны развития наших студентов, делать эффективным наше взаимодействие и успешно решать педагогические и социальные задачи.

Наши образовательные подходы всегда в динамике - мы постоянно ищем новое, анализируем собственную практику, знакомимся с опытом коллег. Теоретическая опора наших методик - культурно-историческая теория Л. С. Выготского, идеи В.К. Зарецкого, М.И. Лисиной, концепция личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской и, конечно, концептуальные идеи О.С. Газмана, ученики которого, Нина Николаевна Михайлова и Семен Михайлович Юсфин, научные руководители нашего фонда, продолжили дело Олега Семеновича и принесли концепцию педагогической поддержки в практику “Большой Перемены”.

В работе с ребятами мы также активно используем основы коучингового подхода, с которыми познакомились благодаря сотрудничеству с Международным Эриксоновским Университетом коучинга. Все эти идеи - наша фундаментальная база, на которой мы создаем индивидуальные образовательные программы. Это даёт нам возможность в каждом отдельном случае добиваться положительного результата.

Программа

Мы выстраиваем для студента индивидуальную образовательную программу с ориентиром на его актуальные возможности и жизненные задачи, которые нужно решить конкретному человеку. В основе каждой программы лежат технологические подходы, проверенные временем, и общие программные модули, но она всегда уникальна, как и каждый студент.

Если говорить о возможностях человека, можно выделить три зоны: зона актуального развития - это те навыки и способности, в которых человек успешен уже сейчас, зона ближайшего развития - то, в чем он может быть успешен, но с поддержкой, и зона запредельного развития - такие способы действий, которые в данный период времени и при настоящих условиях человеку еще непосильны. Очень важное условие деятельности педагога - различение границ этих зон. Это способствует более точной работе, чтобы не усиливать опеку там, где студенты могут быть успешны самостоятельно, и не перегружать там, где нет ресурса на успех, и помогает создать доверительные отношения в процессе учебы, не выгорать специалистам и не терять мотивацию к учебе студентам.

Диагностика

Чтобы выстроить такую программу, необходимы точные диагностические данные. Диагностика в начале нашей работы с ребятами состоит из двух этапов, а дальше продолжается постоянно. Первый этап - знакомство. Здесь мы достаточно поверхностно выделяем актуальные возможности студента и ставим задачи на второй этап - расширенную диагностику. На этих этапах важно определить зону актуального развития студента - опору для всей дальнейшей работы.

Эта деятельность позволяет увидеть актуальные трудности и ближайшие задачи во взаимодействии со студентом, из которых строится индивидуальная образовательная программа. На этом этапе уже можно предположить, с чего начать путь к достижению цели, какое количество времени может потребоваться студенту, какие дисциплины и клубы нужно включить в программу и каким образом будет выглядеть кураторское сопровождение студента.

Педагоги

Педагог в “Большой Перемене” - и учитель, и помощник, и наставник, старший друг. Его задача - научить искать информацию, пользоваться ей для преодоления собственных трудностей, другими словами, подтолкнуть студента к самостоятельному решению вопросов и определению вектора своего развития, поиску ресурсов для реализации своих целей.

Мы придерживаемся мнения, что каждый человек уникален и требует индивидуального подхода в обучении. В случае с нашими студентами это особенно важно. Многие ребята имеют проблемы в усвоении информации и социализации и другие особенности, усложняющие процесс образования. И чтобы каждый из них смог повысить качество собственной жизни, добиться желаемых результатов или просто сделать больше, чем есть сейчас, рядом должны быть первоклассные заинтересованные педагоги. Работа педагогов не заканчивается с окончанием занятия со студентом. Это полное погружение в педагогический процесс с активным использованием и основных компетенций, и soft skills, которыми должен обладать педагог.

Мы постоянно совершенствуем программы, стараемся развивать новые направления работы и масштабировать деятельность фонда. Например, в этом году мы открыли новую площадку “Большой Перемены” в Новосибирске. И это уникальный для нас проект: в образовательной программе новосибирского образовательного центра участвуют дети, начиная с 8 лет, хотя 18 лет до этого мы работали только со взрослыми студентами, которым было не меньше 14. Это условие поставило новую задачу: нам пришлось разрабатывать диагностический материал для новой возрастной группы участников, искать специалистов, умеющих выстраивать образовательный процесс в таких условиях, организовывать кураторскую работу в тесном контакте с родителями наших студентов. Для нас это новая точка роста, и, конечно, тест нашей технологии педагогической поддержки.

Мы с радостью тиражируем свой опыт за пределами центра и активно делимся им на нашей научно-практической конференции, выступаем на круглых столах, консультируем коллег и идем к тому, чтобы поставить эту деятельность на поток, поэтому всегда рады, когда к нам обращаются за советом или обменом опытом.

Эмоции

“Большая Перемена” - это место, где гуманная педагогика действительно работает. Здесь она не только пропагандируется как принцип, а существует на практике, как в отношении студентов, так и в отношении специалистов. Этот подход лежит в основе формирования личностно-профессиональной общности, которая, по словам нашего научного руководителя, Нины Николаевны Михайловой, является залогом успешной деятельности специалистов.

Когда я попал сюда, то сразу понял, что именно так и представлял себе педагогический процесс, что здесь могут реализоваться мои представления о моем предназначении. Я на своем месте и меня окружают мои люди, близкие идеи и подходы в работе. Это мотивирует делать свое дело лучше и совершеннее, чтобы оказать поддержку как можно большему количеству людей.

Онлайн-журнал ПУСК – это информационная площадка благотворительного фонда "Большая Перемена". Здесь вы можете узнать больше о работе фонда, его новостях и достижениях от первого лица.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 лучших книг по психологии по мнению эксперта 10 лучших книг по психологии по мнению эксперта

Эти книги помогут вам разобраться в устройстве психики и понять свои эмоции

РБК
Евгений Чебатков: «Узнают и пока не бьют — вот мой уровень известности» Евгений Чебатков: «Узнают и пока не бьют — вот мой уровень известности»

Стендап-комик Евгений Чебатков — о природе смешного, хороших и плохих шутках

РБК
59 м² 59 м²

Квартира с яркими акцентами по проекту Ильи Гульянца

AD
Когда лучше стричь волосы? Попробуй учитывать фазы Луны – вот как это работает Когда лучше стричь волосы? Попробуй учитывать фазы Луны – вот как это работает

Попробуй ухаживать за кожей и волосами согласно лунным фазам

Cosmopolitan
Чем нынешние исследователи отличаются от тех, что были раньше Чем нынешние исследователи отличаются от тех, что были раньше

Кто же такой исследователь в современной реальности?

Популярная механика
Не предавай свои мечты: певица NIKKA и ее путь к успеху! Не предавай свои мечты: певица NIKKA и ее путь к успеху!

Певица NIKKA — о том, как поражение и неудачи становятся началом успеха

Cosmopolitan
Сумасшедший Назимов Сумасшедший Назимов

Три произведения, которым удалось вернуть правильные имена лишь спустя много лет

Дилетант
Можем ли мы деградировать обратно в обезьян? Можем ли мы деградировать обратно в обезьян?

Может ли очень старый человек однажды превратиться в обезьяну?

Популярная механика
Великий и ужасный Великий и ужасный

Как Иосиф Сталин полюбил Ивана Грозного

Дилетант
Прогресс или угроза: стоит ли нам бояться искусственного интеллекта Прогресс или угроза: стоит ли нам бояться искусственного интеллекта

Какие опасности несут в себе искусственный интеллект, цифровизация и роботизация

Популярная механика
Свет и блеск Достоевского Свет и блеск Достоевского

Тернистый путь, пройденный Фёдором Михайловичем Достоевским

Наука и жизнь
Лучшие зимние забавы детей в СССР Лучшие зимние забавы детей в СССР

Вспоминаем снежные зимы нашего детства, и почему домой нас было не загнать!

Maxim
«Хочу выиграть в лотерею»: как загадывать желания, чтобы они сбывались «Хочу выиграть в лотерею»: как загадывать желания, чтобы они сбывались

Ритуал загадывания желаний в новогоднюю ночь имеет почти мистическую силу

Cosmopolitan
Сати Спивакова: «Я не знаю, уснул ли в муже Отелло» Сати Спивакова: «Я не знаю, уснул ли в муже Отелло»

Сати Спивакова — о муже маэстро Спивакове и семейных традициях

Караван историй
Зеленый свет: рисуем стрелки неоновым лайнером к Новому году и Рождеству Зеленый свет: рисуем стрелки неоновым лайнером к Новому году и Рождеству

Подвести глаза неоновым зеленым лайнером. Уже испугалась?

Cosmopolitan
Археологи нашли в Казахстане погребение девушки в царском облачении Археологи нашли в Казахстане погребение девушки в царском облачении

Девушка в царском облачении принадлежала к кочевой элите V–VI веков нашей эры

N+1
Елена Летучая: «Секрет крепких отношений в искренности!» Елена Летучая: «Секрет крепких отношений в искренности!»

Елена Летучая рассказала об экоактивизме, секретах красоты и счастливом браке

Cosmopolitan
Почему домашнее насилие — национальная традиция, с которой в стране не готовы расставаться Почему домашнее насилие — национальная традиция, с которой в стране не готовы расставаться

Почему бороться с домашним насилием в России никто не спешит?

СНОБ
Блуд, искусство и смерть в Венеции Блуд, искусство и смерть в Венеции

Из чего состоит венецианский миф

Weekend
Долгие разговоры с незнакомцами могут иметь удивительные последствия Долгие разговоры с незнакомцами могут иметь удивительные последствия

Ожидания людей относительно их взаимодействия с незнакомцами ошибочны

Популярная механика
Марафон обмана Марафон обмана

Факторы, указывающие на то, что на тренингах по обретению счастья тебя разводят

Лиза
Неизвестный гоминин прогулялся по вулканическому пеплу 3,6 миллиона лет назад Неизвестный гоминин прогулялся по вулканическому пеплу 3,6 миллиона лет назад

Биологи и антропологи повторно исследовали следы, обнаруженные в Танзании

N+1
5 вопросов, которые стоит задать себе перед большой покупкой 5 вопросов, которые стоит задать себе перед большой покупкой

В моменты сомнений всегда поможет разговор с собой

GQ
Это вам Niletto Это вам Niletto

Что лежит в основе расцвета сил и возможностей Niletto?

Men’s Health
Как снизить риски энергоперехода для России Как снизить риски энергоперехода для России

Нужна программа по привлечению частных инвестиций в производство зеленой энергии

Forbes
5 гормонов, от которых мы полнеем 5 гормонов, от которых мы полнеем

Как гормоны влияют на вес?

Лиза
Польза и вред хурмы для здоровья: советы врача Польза и вред хурмы для здоровья: советы врача

Чем именно хороша хурма и сколько плодов в день есть полезно?

РБК
7 причин, почему трескаются губы – и как их быстро залечить 7 причин, почему трескаются губы – и как их быстро залечить

Потрескавшиеся губы – самая, кажется, распространенная «зимняя» проблема

Cosmopolitan
На берегу океана На берегу океана

Интерьер московской квартиры в стиле american contemporary

SALON-Interior
Как кешью помогает здоровью: 8 научных фактов Как кешью помогает здоровью: 8 научных фактов

Чем полезен и как может навредить кешью, сколько его можно есть?

РБК
Открыть в приложении