Танцы с огнем: секреты работы фаерщиков
Человек покорил огонь много тысяч лет назад. Сначала он догадался о его прикладной ценности: приготовить пищу, согреться зимой, напугать и уничтожить врага. Но со временем человек увидел в огне красоту и научился творить настоящие чудеса. Огненные представления проводились в городах Древнего Китая и в Римской империи, встречались они и в арабских культурах. Сегодня и мы попробуем подчинить себе магию огня.
Неотъемлемый элемент фаершоу — это, конечно, пойстеры, люди, которые «крутят» пои — шары либо объекты другой формы на веревках или цепочках. При быстром и умелом вращении горящие пои образуют в воздухе узоры и рисунки — это невероятно красиво. Пои пришли в Европу из Новой Зеландии — искусство их вращения было традиционным видом танца у племени маори. В середине XX века в Европе и США начала зарождаться целая культура поинга, а в 1960-х появились первые школы и театры огня, использующие пои как элемент представления. В России и фаершоу, и поинг как его элемент появились лишь в 2000-х, но европейскую культуру наши пойстеры нагоняют бешеными темпами.
Огненные пои
Пои — не единственный вид реквизита для фаершоу. Бывают еще веера, шесты, девилстики, диаболо, булавы, огненные чаши, левистики, да и самих пои — тысяча и один вид. Кроме того, оборудование может быть не огненным, а светодиодным — для представлений в закрытых помещениях.
Огненные пои делаются из кевлара — высокопрочного параарамидного волокна. Кевлар хорошо держит температуру — пои из этого материала могут прослужить до полутора лет. Из кевларовых лент или шнуров сплетается узел-фитиль, к которому крепится металлическая цепь; на другом конце цепи — кожаные петли для крепления на руке. Пойстер замачивает узел в керосине (это самый распространенный горючий материал, бензин используется редко), поджигает — и шоу начинается.
От формы узла и его размера зависит длительность горения пои, форма и размер пламени. В первые годы после появления поинга в России реквизит делали самостоятельно, причем за неимением кевлара — из асбестовой ткани, базальтового волокна, поскольку их было проще достать. Самым распространенным типом пои тогда были (да и сейчас остаются) так называемые кафедралы: кевларовая или асбестовая лента складывается слоями, пока не получается параллелепипед. Пои-кафедрал горит не слишком долго, три-четыре минуты, зато имеет больший ресурс, чем пои сложного плетения.