Огненная пятилетка
«Гоголь-центру» — пять лет. Серьезнейшая цифра, учитывая все то, что произошло за это время с театром. Но трудности только закаляют уникальный творческий коллектив, созданный Кириллом Серебренниковым. И это вызывает неподдельные восторг и уважение.
В конце прошлого года Кириллу Серебренникову была присуждена престижнейшая награда — Premio Europa per il Teatro. Вручалась она в Риме, и по понятным — а точнее, не понятным никому, кроме деятелей Басманного правосудия, — причинам российский режиссер не смог выйти на сцену Театра Арджентина. По этим же самым причинам и мы не могли сделать с Серебренниковым интервью к пятилетию его главного детища — «Гоголь-центра». Нам оставалось лишь перелистать страницы архивных материалов о любимом коллективе и обзвонить режиссеров, которых он в разное время приглашал работать в свой театр. Но прежде чем мы это сделаем, давайте вернемся еще ненадолго в Рим.
Тем вечером, 17 декабря, никто не получил за Кирилла его статуэтку — по правилам премии она вручается только лично в руки. Но блистательная Изабель Юппер после слов о том, как она счастлива работать в театре, как повезло ей сыграть яркие роли и с какими великими режиссерами довелось сотрудничать, прервала овации и внезапно заговорила о Кирилле. О том, что все ее мысли — о нем и с ним. И зал вновь взорвался аплодисментами. Ровно такими же, как на премьере «Маленьких трагедий», последнем спектакле, который успел поставить Кирилл перед домашним арестом.
Ровно год назад знаменитый актер Вениамин Смехов назвал Серебренникова в колонке для L’Officiel создателем Гоголь-бума, перечисляя все его многочисленные придумки: Гоголь-сцена, Гоголь-музыка, Гоголь-выставка, Гоголь-книга, Гоголь-форум, Гоголь-опера, Гоголь-кино… А еще Вениамин Борисович отметил любопытную социальную аномалию — «вопиющее равнодушие господина К.С.С. к традиционному для репертуарных театров абсолютизму "первого лица", пренебрежение к культу своей личности». С ребенком Серебренникова, как шутил Смехов, «к радости актеров и восторгу зрителей» успели «понянчиться» два десятка приходящих няньрежиссеров. У каждого из них свой творческий почерк, своя философия и методы работы, но объединяет их одно — умение остро чувствовать время.
Я позвонил одному из этих «нянь» — Максиму Диденко. Он поставил в «Гоголь-центре» два спектакля: «Хармс. Мыр» и «Пастернак. Сестра моя — жизнь», во втором как раз и играет Смехов. «Я начал с того, что пришел в этот театр как зритель на прогон спектакля "Идиоты", — рассказаывает Диденко. — Потом стал смотреть премьеры Кирилла, и постепенно "Гоголь-центр" стал для меня любимым местом в Москве. Здесь мне хорошо, я всем доверяю, чувствую себя свободным и именно тут сделал важные для меня спектакли». Мы говорили с Максимом о труппе, ядром которой стали ученики Серебренникова, об артистах из прежнего Театра им. Гоголя, влившихся в юный коллектив, о том, что