Особенный ребенок: Как распознать аутизм?
Распространенность аутистических расстройств у детей в последние 20 лет увеличивается во всем мире. Как вовремя понять, что с ребенком что-то не так?
Почему заболеваемость аутизмом растет? Отчасти это происходит потому, что врачи научились лучше его диагностировать и выявлять. Что касается причин, то уже известно множество других факторов, которые могут спровоцировать расстройство аутистического спектра (РАС) у ребенка. Это и генетические «поломки», и ухудшение экологии, и особенности течения беременности и родов у матери, и нарушение обменных процессов.
А может, перерастет?
Необычное поведение ребенка может быть симптомом аутизма, а может и не быть. Но обратить на него внимание специалиста стоит. Причем чем раньше, тем лучше. Потому что при расстройствах аутистического спектра именно раннее вмешательство дает наилучший результат. Дело в том, что в развитии ребенка есть так называемые сензитивные (восприимчивые) периоды. То есть самые благоприятные для овладения навыками и психическими свойствами, соответствующими возрасту. Эти периоды очень важно не упустить.
Ключевые симптомы
Признаков аутизма очень много и проявляются они у каждого ребенка по-своему. Конечно, это создает трудности в диагностике. Однако все же есть несколько ключевых проявлений, которые присущи большинству детей с РАС. Это нарушения коммуникации (речевого и невербального общения с помощью взгляда, мимики или жестов), социализации и двигательные (моторные) стереотипии.
Двигательные стереотипии – это бесцельное повторение каких-то движений, действий. Например, ребенок подолгу трясет у себя перед лицом каким-то предметом, совершает странные вращения руками, часами бегает по комнате из стороны в сторону или раскачивается на стуле вперед-назад, закрыв глаза и уши... Таким образом аутичный ребенок сам себя успокаивает, отстраняется от неприятных для него внешних воздействий. Кстати, стереотипии могут присутствовать и у здоровых (нейротипичных) детей и взрослых. Например, когда во время сильного волнения мы делаем какие-то неосознанные движения – крутим карандаш в руке, наматываем волосы на палец, «хрустим» пальцами или ритмично постукиваем ногой. Однако стереотипии детей с аутизмом не так безобидны, как едва заметные навязчивые действия у здоровых людей. Нередко они не просто выглядят странно и раздражают окружающих, но и причиняют вред аутичному ребенку. Лишают его психического тонуса и «энергии» для развития.
Это лечится?
Способы коррекции подбираются для каждого ребенка индивидуально. Методы, которые дают хорошие результаты у одних детей, могут совершенно не работать с другими. Родителям для принятия решения о выборе способов лечения нужно полностью обследовать ребенка и получить заключения специалистов разного профиля – врачей (психиатра, невролога, оториноларинголога, гастроэнтеролога), клинического психолога, дефектолога, логопеда.
Коррекционная работа при РАС заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть нарушения (речевые, поведенческие, сенсорные и другие), которые мешают ему адаптироваться к жизни. Для этого есть много эффективных методик. Прежде всего такие дети нуждаются в постоянных занятиях с логопедами-дефектологами, психологами разной направленности, специалистами по сенсорной интеграции.
В последнее время для улучшения социальных навыков детей с РАС используют АВА-терапию. С помощью этой методики педагог выстраивает четкую систему поэтапного освоения новых навыков. Они закрепляются до автоматизма, затем усложняются. Во многих случаях эффективна и медикаментозная терапия. Ну и, конечно, очень важное значение имеет сотрудничество специалистов с членами семьи. Родителям аутичных детей необходима информационная и эмоциональная поддержка, помощь в решении образовательных и организационно-бытовых вопросов.
Какой прогноз?
Вылечить аутизм на сегодняшний день невозможно. Однако у большинства детей с РАС постоянные занятия со специалистами помогают улучшить состояние. Бывают просто поразительные результаты. Но, к сожалению, не так часто, как хотелось бы. Аутичный ребенок может развиваться нелинейно, скачкообразно, с периодами частичных «откатов» и «прорывов». Так что делать поспешных прогнозов не стоит.
Стань терпимее
Родители аутичных детей часто сталкиваются с негативной реакцией окружающих. Увидев необычное поведение малыша в общественном месте, посторонние люди принимаются осуждать нерадивых, по их мнению, родителей «избалованного» ребенка. Дают советы, делают критические замечания... Нужно помнить, что только близкие знают все об особенностях ребенка и сложностях его поведения. Непрошеные советы, любопытство и осуждение вызовут дополнительный стресс, чувство стыда и раздражения у родителей особенного ребенка.
Вмешиваться имеет смысл только тогда, когда помощь действительно необходима. Например, мама бьющегося в истерике ребенка растерялась и не знает, куда деться. Но и тогда для начала нужно деликатно и тихо уточнить, нужна ли ей помощь.
К какому врачу вести
Основной врач, который занимается коррекцией расстройств аутистического спектра – это детский психиатр. Однако нужно помнить, что есть множество заболеваний с похожими проявлениями. Среди них – речевые нарушения, отставание в развитии, неврологические и генетические патологии. Как результат – диагноз «аутизм» детям нередко ставят совершенно неоправданно. Именно поэтому важно многогранное комплексное обследование и наблюдение разных специалистов.
Какие признаки должны насторожить родителей?
Диагноз раннего детского аутизма выставляют не раньше, чем в 2–3 года. Однако странности в поведении ребенка можно заметить гораздо раньше.
1. В возрасте около года
Младенец не смотрит в глаза родителям, не улыбается в ответ. То есть не вступает в зрительный контакт, не откликается эмоционально. Помимо этого, малыш может яростно протестовать при попытках взять его на руки, отказываться расширять свой привычный рацион питания.
2. В возрасте 2–3 лет
Должны насторожить несформированность и «странности» речи у ребенка. Например, малыш постоянно повторяет какие-то слова или фразы, услышанные от родителей, других членов семьи или выхваченные из любимого мультфильма. Но говорит их не к месту, а по типу эха (эхолалия). Иногда речь аутичного ребенка может быть очень развитой, даже изобиловать сложными терминами. Но в виде «монолога», без учета реакций слушателей. Другие характерные признаки расстройства аутистического спектра: ребенок говорит о себе во 2-м или 3-м лице, не отзывается на свое имя, как будто не слышит обращенную к нему речь, утрачивает какие-то навыки (речи, самостоятельного приема пищи, умения пользоваться туалетом).
3. В более старшем возрасте
На первый план выходит непонимание ребенком негласных социальных правил, нюансов взаимодействия с другими людьми, которые большинство людей усваивают интуитивно.
Олег Хайретдинов, к.м.н., психиатр высшей категории, руководитель учебно-методического отдела ГБУЗ НПЦ ПЗДП им. Г. Е. Сухаревой ДЗМ
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru, Burda Media, «Имедиаком», «Национальная Исследовательская Компания»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl