Личный опыт: как человеку из академической среды стать предпринимателем
Когда я говорю, что запускал компанию в Швейцарии с нуля, собеседники обычно понимающе усмехаются — мол, начальный капитал-то у тебя был. На самом деле не было ни денег, ни опытных партнеров, ни бизнес-контактов — ничего, кроме идеи и моей стипендии аспиранта в Федеральной политехнической школе Лозанны. Сейчас оборот Scientific Visual (мы производим оборудование для контроля качества промышленных кристаллов) растет на 30% в год, а сумма привлеченных нами инвестиций составила $5,7 млн. Вот несколько наблюдений и выводов, которые я сделал на своем пути из науки в предпринимательство.
Как перейти из науки в бизнес
Первое — нужно четко осознать этапы на этом пути. Когда ученый делает какое-то изобретение, его реализацию и масштабирование он обычно передает другим людям. Но бывает иначе: идея настолько захватывает исследователя, что он сам запускает стартап и пытается вырастить бизнес.
У меня перед глазами не было примеров людей, которые прошли путь из науки в серьезное предпринимательство, мне была знакома только академическая сторона. Я изучал кристаллографию в МГУ, а в начале 2000-х уехал в Швейцарию получать PhD в Федеральной политехнической школе Лозанны (EPFL). Идея производить оборудование для контроля качества промышленных кристаллов — сапфиров, рубинов и других — возникла, уже когда я работал постдоком в EPFL.
Я знал, что есть ученые, которые построили компании, но это были далекие и абстрактные герои, которые не могли дать мне практические ориентиры. А незнание пути пугает больше, чем реальный путь.
Образовательным мостом стал полугодовой курс по открытию бизнеса Venturelab при университете. Эта программа идет раз в неделю по три часа в основных швейцарских вузах как вечерний факультатив. Любой студент может прийти и сказать: «У меня есть идея, и я хочу узнать, как превратить ее в бизнес».
На курсах нас шаг за шагом проводили по всем этапам и давали практические инструменты. Например, рассказывали, как собрать команду, договариваться с инвесторами и общаться с прессой.
Знание основ бизнеса дает уверенность. Это как иметь на руках карту местности. Когда вы понимаете конкретные этапы, возможные трудности и способы их решения, видите вокруг себя 20 человек, которые тоже готовятся пройти похожий путь, это мотивирует. В какой-то момент начинаете неосознанно воспринимать идеи через призму, можете ли трансформировать их в бизнес.
Второе — ваша идея должна быть практически применимой. Если на бизнес-курсы вы пришли с проектом из сферы своих научных интересов, то это идеальный трек. На западе высшее образование в значительной степени нацелено на то, чтобы выпускники переходили в индустрию. И многие аспиранты действительно думают о практической применимости того, что исследуют. Вдобавок в университетские лаборатории часто обращаются люди из бизнеса в поиске решений реальных проблем.
Так случилось и со мной. К нам в университетскую лабораторию пришли производители из часовой индустрии. Они уже делали с университетом проекты, но у них была еще одна нерешенная проблема — как определять дефекты внутри кристаллических заготовок до их полной (и весьма дорогостоящей) обработки.
Узнав об этом, я подумал: «Кристаллы, дефектность — это то, в чем я разбираюсь, почему бы мне не найти решение?» Постепенно появились гипотезы. Мы с другом засели в лабораторию и по вечерам тестировали разные задумки. Пришлось поставить больше сотни экспериментов, прежде чем мы нашли работоспособную идею.
Когда поняли, что полученные результаты могут пригодиться компаниям, написали краткий бизнес-план и подали заявку в швейцарское инновационное агентство Innosuisse на проверку применимости идеи (feasibility study).
Изначально в федеральном гранте нам отказали — государство опасалось, что, разработав технологию, мы уедем с ней в Азию или США. Пару дней я думал, как поступить: для развития бизнес-идеи финансы были необходимы. Потом написал ответное письмо, где привел четыре аргумента, почему не собираюсь покидать Швейцарию: я получил здесь PhD, интегрирован в академическую среду, в стране одни из лучших условий для защиты IP и многолетний опыт точного машиностроения. А в Азию и США мы будем продавать разработки отсюда. И жюри Innosuisse поменяло решение.