Леонид Барац: «Мужчин взрослых я пока не видел. Только Владимир Владимирович Путин взрослый»
В новом фильме «Квартета И» не будет ни слова про пандемию и политику. Но не переживайте – именно об этом мы и поговорили.
В 2016 году Паоло Дженовезе выпустил фильм «Идеальные незнакомцы». На первый взгляд, ничего особенно выдающегося: группа друзей среднего возраста собирается за столом, чтобы поговорить за жизнь. Формат, мягко говоря, не новый. Но картина стала невероятно популярной, благодаря гениальному в своей простоте ходу: по сюжету герои решают в этот вечер читать все сообщения, которые им приходят, а на звонки отвечать по громкой связи. Комедия довольно быстро превращается в трагедию, а после просмотра, наверное, каждый задумался о том, что скрывает его телефон и социальные сети. Неудивительно, что картина стала чемпионом мира по ремейкам – свои версии сняли в Греции, Испании, Южной Корее, Турции, Венгрии и России.
Режиссером нашей экранизации стал Алексей Нужный («Толя-робот», «Я худею»), а идею и сценарий предложили «Квартет И». Формат, в котором мужчины опять о чем-то говорят, по-прежнему актуален, особенно в России, где долгие беседы на кухне обо всем и ни о чем – национальный вид спорта. Так что не слишком удивительно, что именно у мастеров этой дисциплины возникло желание устроить продолжение. Картину «Обратная связь» сняли аккурат до начала пандемии, поэтому в ней нет медицинских масок и шуток про самоизоляцию – только новогоднее настроение и очередная игра. В этот раз герои обмениваются бумажками, на которых пишут пожелания друг другу в формате «никогда больше не…». Какая трагедия развернется теперь, узнаете уже 17 декабря в кино, а пока мы пообщались с участником «Квартета И», сценаристом, продюсером картины и исполнителем одной из главных ролей Леонидом Барацем.
Похоже, что ваш фильм – единственный в этом году, который не переносили. Были разговоры о том, чтобы его сдвинуть?
Да были. И на год думали перенести, и поближе к Новому году сдвинуть. Не удалось, но получилось выцыганить себе именно 17 декабря – в таком окружении показалось, что это хорошая дата. Даже несмотря на все ограничения – 25 % (заполняемости кинотеатров) в Москве и Санкт-Петербурге. Это новогодняя история, поэтому переносить на период после январских каникул очень глупо – настроения не будет. На год тоже не вариант – мы уже договорились о продаже цифровых прав.
А сразу на какой-то онлайн-платформе не думали выйти?
И это было возможно. Но оказалось, платформам тоже выгодно, чтобы фильм шел в кинопрокате. Во-первых, больше шума, во-вторых, разная аудитория. Те, кто постарше, смотрят дома, но они слышат о громкой премьере и охотнее включают на платформе.
У «Квартета И» есть традиция – давать персонажам свои имена. Почему вы еще в «Громкой связи» отошли от нее?
Потому что мы играем других людей. То есть в «Разговорах» (речь о спектакле «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках» и серии фильмов «О чем говорят мужчины» по его мотивам – Прим. ред.) мы играем практически себя. В линейке «День радио», «День выборов», в общем, кроме меня, тоже все играют приближенные к себе роли. А в этом случае мы работали с созданием совсем новой линии: другой сюжет, в котором действуют совсем другие персонажи. Мы бы запутали зрителей, если бы Вадик оказался Лешей. Хамоватый, с эспаньолкой, – ну какой это Леша.
До этого мы выпустили спектакль «В Бореньке чего-то нет», и там тоже не все под своими именами. Например, Слава – это Борис Наумович, и он именно Борис Наумович. У него мешковатые замшевые брюки, пиджак, очки. А вот Максим Виторган остался Максимом, потому что герой близок к его персоналии.
Вы это еще в процессе написания сценария определяете? Конкретно под кого-то пишете?
Ну не конкретно, но в процессе это рождается.
Почему идея снять вторую часть оказалась привлекательнее, чем сделать отдельный проект?
Во-первых, когда есть уже готовые персонажи, легче написать сценарий. А так как мы параллельно занимались написанием пьесы, то было проще на два с половиной месяца отвлечься и отснять. Во-вторых, нам понравилось работать с этими актрисами, с этим режиссером. Компания подобралась очень теплая и эффективная. Когда мы собирались, что-то происходило помимо сценария – а это очень важно для кино. Что-то искрилось, было жалко это терять. Ну и наконец, чтобы заработать денег: было понятно, что после удачной первой части будут ждать вторую. Правда, с деньгами мы в нынешней ситуации пролетели – заработать будет крайне сложно. Но тем не менее: друзья, идите в кино.
Когда в вип-зале на четверых сидит один человек – и это уже четверть, конечно, грустно, комедию надо смотреть большой компанией. Но вот в залах на 200 человек могут сесть 50 – вполне годится.