Как правильно реагировать на критику: 6 способов ответить с достоинством
Советы психологов, что стоит сделать перед тем, как ответить оппоненту, и как лучше всего реагировать на критику.
Чего-чего, а дефицита в критиках в нашем современном мире нет. Кажется, что бы ты ни сделал и ни сказал, кому-то это обязательно придется не по нраву.
Но как воспринимать критику без драк и отделять полезные советы от зависти и троллинга? Именно об этом мы сегодня и поговорим.
1Слушай, прежде чем говорить
Когда тебя критикуют, твоей первой реакцией, скорее всего, станет попытка защитить свои действия или убеждения. Но, пожалуйста, не бросайся сразу же в бой. Постарайся сначала внимательно послушать, что именно тебе говорит собеседник, прежде чем ему ответить.
Сделай глубокий вдох. Попытка начать говорить, не слушая, что именно тебе сказали, может обострить ситуацию. Если другой человек не чувствует, что его услышали, он может еще больше расстроиться, и это затруднит вашу коммуникацию.
Да, без сомнения, нужна стойкость, чтобы продолжать слушать то, что тебе не очень приятно. Но сделай это, чтобы до конца выслушать точку зрения оппонента и постараться ее понять.
Чем лучше ты представишь его позицию, тем убедительнее сможешь подобрать аргументы. И да, привычка давать собеседнику высказаться, не перебивая его, — отличительная черта сильных и воспитанных людей. Ты ведь один из них, не так ли?
2Задавай вопросы
Когда придет время отвечать, начни с вопросов. Да, мы знаем, что легко перейти в этот момент в режим атаки, но, будь добр, не делай этого. Помни, что уточняющие вопросы помогают держаться подальше от сильных или конфронтационных формулировок и утверждений.
Профессор Гарвардской школы бизнеса Эми Эдмондсон говорит: «Задавая искренние вопросы, мотивированные любопытством и заботой, вы показываете, что другие люди и их мнение важны». Задавай вопросы, чтобы прояснить ситуацию и убедиться в том, что ты правильно понял человека.
Попроси обратной связи ровным и спокойным голосом без истерических ноток и задай тон для цивилизованного и продуктивного диалога.
3Опирайся на факты
В ситуациях, когда между двумя людьми возникают трения, полезно сосредоточиться на фактах. У каждой истории есть три стороны: твоя, сторона оппонента и то, что на самом деле произошло. Люди ценят стремление других быть объективными даже потому, что им самим трудно быть такими.