Кровожадные евреи. О новой выставке Меламида и запретных темах в искусстве
Новая художественная провокация Александра Меламида напомнила нам о нашей главной интеллектуальной слабости — существовании запретных тем в истории и искусстве
О мертвых — хорошо или ничего. Однако в рамках либерального дискурса то же самое можно сказать и о евреях. Это тема-капкан, в который попался и сам Солженицын, решивший разобраться в роли евреев в русской революции (целых два тома «Двести лет вместе»).
Александр Меламид между тем рассмотрел этот капкан в своей манере. Он решил обыграть тему Энди Уорхола. На выставке «Энди Уорхол и русское искусство», которая вот-вот откроется в Санкт-Петербурге, он представил пародийное продолжение знаменитого проекта.
Энди Уорхол, как известно, создал серию «10 евреев ХХ века». Это красочные портреты прославленных евреев — Эйнштейн, Фрейд, Кафка, Сара Бернар, Гершвин, Бубер, Голда Меир и др., — выполненные в гламурном стиле полного обожания своих героев. Вместе с тем это мощный растиражированный коммерческий проект. Но, помимо коммерции, в нем безусловно присутствует идейное противопоставление великих евреев антисемитскому, до сих пор не исчерпанному наследию христианской цивилизации. Это настойчивый вызов гнусной дискриминации и достойный либеральный ход.
Меламид же создал черно-белую серию «Другие 10 евреев ХХ века» — портреты евреев-преступников, нарушителей нравственных законов той же самой христианской цивилизации.
Понятное дело, что его проект-пересмешник, созданный в духе всего предыдущего творчества Меламида (вместе с Комаром и отдельно от него), находится на очень тонкой грани исторической справедливости и художественной провокации.
Антигероями меламидовской композиции стали два типа людей: евреи, принимавшие участие в революции, прославившиеся своей жестокостью, кровожадностью, садизмом, и американские маньяки и гангстеры, чемпионы игорного бизнеса и одновременно терминаторы конкурентов.