Краткая история появления кроссоверов
История их появления запутана и берёт начало из нескольких источников. Чтобы ничего не упустить, попробуем не торопясь распутать этот клубок.
Лет пять назад один мой приятель продавал Mercedes-Benz серии W124 c системой полного привода 4MATIC. Рекламировал он его следующим образом: посадив рядом с собой потенциального покупателя, с ходу въезжал в страшный глубокий сугроб у обочины, а потом также легко из него выезжал. На фоне мучительных страданий намертво застрявших в ловушке моноприводных машин, это производило сильное впечатление. И потёртый жизнью «мерс» улетел к новому владельцу так быстро, что только его и видели. Причём улетел именно как внедорожник.
Так внедорожник или нет?
Впрочем, появись такой Mercedes 4MATIC лет на двадцать раньше, его бы воспринимали именно как вездеход. И возможно даже как дорогую, но всё же рабочую лошадку. Ведь именно с такой машины – Subaru Leone 1400 AWD с оппозитным четырёхцилиндровым двигателем и началась история массовых полноприводных легковушек. Эта особая модификация была создана специально для японской энергетической компании Tohoku Electric и предназначалась для зимней эксплуатации на севере острова Хонсю, где обильные снегопады бывают не реже, чем в Москве. С точки зрения конструкции Leone AWD был обычным легковым автомобилем с полностью независимой подвеской (сзади на поперечных торсионах, спереди на пружинах), со слегка увеличенным дорожным просветом и подключением заднего моста через кулачковую муфту. И главное его преимущество заключалось в том, что ничего подобного раньше не было. Да, конечно, офф-роудные версии легковушек вроде выпускались, но это была мелкосерийная, практически тюнинговая самодеятельность небольших фирм, таких как французская Sinpar, например. Советские ГАЗ-М72 и Москвич-410 не в счёт, так как это были вполне солидные вездеходы с полностью зависимой рессорной подвеской, как бы загримированные под легковушки.
В общем, нет ничего удивительного в том, что когда в 1972 году Subaru Leone AWD стал серийным: оказалось, что он нужен не только японским электрикам, но и обычным гражданам. Больше того, автомобиль прекрасно приняли даже в Америке, а ведь американцы на тот момент были настоящими законодателями мод по части вездеходов. Популярность Leone именно как вездехода была столь высока, что уже в 1979 году вышел модернизированный вариант с 95-сильным мотором, улучшенным полным приводом, подключаемым с помощью многодисковой муфты, и… понижающей передачей.
Естественно, через некоторое время американцы подготовили ответ японскому вторжению. Им стал дебютировавший в 1980 году American Eagle, от корпорации AMC, с постоянным полным приводом и вискомуфтой в качестве межосевого дифференциала с блокировкой. Крупный (длина 4 740 мм, ширина 1 825 мм) и комфортабельный (с гидроусилителем и гидравлическим демпфером руля в базе) он получил более подходящую для грузовика, чем для легкового автомобиля, рядную шестёрку объёмом 4.2 литра. Мотор был дефорсирован в соответствии с тогдашними экологическими нормами (116 л. с.). При этом трёхступенчатый автомат был даже в минимальной комплектации. Передняя подвеска – независимая на пружинах. Сзади, правда, стояли рессоры.