«Коррупция богатых»: в чем подозревают Дмитрия Рыболовлева
Про «торговлю влиянием», с которым связано задержание Рыболовлева, в России знают немногие. Между тем этот вид коррупции криминализирован в десятках стран, а соответствующие обвинения сейчас выдвинуты бывшим главам Бразилии и Франции
Уголовными делами и арестами российских бизнесменов и чиновников российскую публику удивить сложно. Однако в этот вторник случилось неожиданное. Власти Монако вызвали на допрос, а потом предъявили обвинение российскому миллиардеру Дмитрию Рыболовлеву — 51-летнему уроженцу Перми, входящему в двадцатку богатейших россиян. Его имя давно и прочно ассоциируется с маленьким и спокойным княжеством Монако, расположенным в центре Европы, и одноименным футбольным клубом. Рыболовлев никогда не скрывал своих дружеских отношений с князем Монако Альбером II. Их не раз видели вместе на VIP-трибуне болельщиков «Монако», в который российский бизнесмен инвестировал около €300 млн. Главный редактор еженедельника L'Express Рено Ревель в своей книге «Загадочный мистер Рыболовлев» называет российского бизнесмена «королем Монако без короны», и на это есть веские основания.
Однако «король» сейчас находится в опале, одновременно арестовано бывшее руководство судебного корпуса Монако. Дело Рыболовлева связано с таким экзотическим видом коррупционного преступления, как торговля влиянием. Про «торговлю влиянием» (её еще называют «трафиком влияния») в нашей стране знают немногие — это понятие далеко от таких традиционных форм коррупции, как взятка или конфликт интересов. Проще всего объяснить его через сравнение с «использованием административного ресурса». Торговля влиянием — это невидимая коррупционная связь, проходящая, как правило, не через чемоданы с наличностью, а через «телефонное право», «решальщиков» и выходов на «нужных людей».
Типовая схема акторов торговли влиянием выстраивается в треугольник. Один угол — это заказчик, который хочет, чтобы в его интересах было принято какое-то властное решение. Другой — посредник, который очень хорошо знаком с заказчиком, имеет связи в органах власти, и может поговорить на важную для заказчика тему с нужным чиновником. И наконец, сам чиновник, который может принять нужное заказчику решение, иногда даже не подозревая, что посредник