Контроль государства и контркультура: каким было российское кино в последние 20 лет
В июле на больших экранах покажут две части «Бумера», популярного отечественного боевика нулевых, — и это точно не прощальный кивок в сторону прошлого. Прокатчики видят потенциал в российских фильмах, снятых за последние 20 лет. За это время изменилось не только поколение режиссеров и зрителей, но и само отношение к кино. В своей колонке для Forbes Life Дмитрий Камышенко рассказывает, что произошло с российским кинематографом в XXI веке и как государство получило над ним контроль
Кино начала нулевых — черный юмор, мужики, водка
Первый российский фильм, вышедший в 2000 году, называется «Любить по-русски 3: Губернатор». Лубочная история фермера, ставшего губернатором, где главный герой сражается с криминалитетом и показывает, что честь и достоинство важнее денег.
Весной состоялась премьера «ДМБ» — одного из самых популярных фильмов в истории современной России. «ДМБ» эксплуатирует народные анекдоты про армию и добавляет им абсурдности. Отчасти фильм наследует картине «Особенности национальной рыбалки» и ее продолжениям. Русский мужик пьет водку и попадает в странные ситуации — краткий синопсис жанра, который иногда называют народным.
В нулевых меняется криминальное кино. В мае 2000 года вышел «Брат 2». Простой русский парень по имени Данила сменил Петербург на Москву и Америку, не переставая кромсать врагов с двух рук. Бандит, но родной, он станет важной фигурой для российской политики спустя два десятилетия. В том же месяце стартовал показ сериала «Бандитский Петербург». В 2002 году вышли сериал «Бригада» и фильм «Антикиллер», в 2003 году — «Бумер». Перечисленные картины окончательно сформируют образ криминальных девяностых, но их сборы выглядят смешно: «Бумер» собрал 1,7 миллиона долларов, «Антикиллер» — меньше миллиона. Россияне еще не сформировали новую привычку ходить в кинотеатры.
Формирование стиля
В нулевых к кинопроцессу подключились состоятельные люди — в российские фильмы начали инвестировать такие герои списка Forbes, как Роман Абрамович, Виктор Вексельберг, Михаил Прохоров. Лихие девяностые закончились, и частные инвесторы больше не боялись тратить деньги на кино — тем более, благодаря этому можно было получить роль мецената в культуре. При этом росли и сборы, во многом из-за рекламы, которая изменилась. Продюсеры старались объяснить зрителю, что российское кино — это хорошо.
В 2004 году вышел «Ночной дозор». В рекламной кампании картину активно называли «первый российский блокбастер». Фантастический фильм о московских вурдалаках стоил $4,5 млн, в прокате было собрано более $30 млн. Фильм-веха. Кажется, коммерческий успех середины нулевых даст Тимуру Бекмамбетову безграничный кредит доверия на два десятилетия вперед.
В 2005 году состоялся режиссерский дебют Федора Бондарчука «9 рота». Военный фильм с бюджетом $9,5 млн заработал более $25 млн. Выяснилось, что россияне вполне готовы покупать билеты на российское кино.
Кинематограф менялся не только экономически, но и социально. В 2006 году вышел фильм «Сволочи» с саундтреком рэпера Лигалайза (основным композитором картины выступил Аркадий Укупник). Фильм про подростков, из которых готовят смертников во время Великой Отечественной войны, вызвал скандал. Не самый качественный фильм в итоге получил слишком много внимания из-за идеологических несостыковок. «Правильного» мнения о советском прошлом еще не было, однако самые чуткие чиновники почувствовали нечто «неправильное» в сюжете. Со временем дискуссии под заголовком «все было не так» приобретут иной характер.
В 2008 году выйдет «Стиляги» Валерия Тодоровского — государство профинансировало $15 млн в картину о советских хипстерах. Уже в нулевых кинематограф смотрел на прошлое как на источник вдохновения, однако оно могло быть разным. Государство влияло на рынок, но не сильно. Министрами культуры были не самые заметные в медиа-пространстве люди — должность не подразумевала большую публичность.
В 2009 году был перезапущен Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, он же Фонд Кино. Организация стала центром силы, распределяя миллиарды рублей. К тому моменту сильно изменился рынок кинотеатров. Если в 2004 году в России было менее 1000 кинозалов, то на 1 марта 2022 года в РФ действовало 2159 кинотеатров (5700 кинозалов) — постепенное и планомерное увеличение залов имело смысл, зритель все чаще шел в кино.
Большое отечественное кино
В 2012 году пост Министра культуры РФ занял Владимир Мединский. Чиновник неоднократно заявлял, что государство не будет спонсировать фильмы, показывающие Россию и ее историю с неприглядных сторон. При нем машина финансирования стала работать как часы.