Конец астрономии: как интернет стал проблемой для ученых
Как известно, лишь две вещи наполняют душу бесконечным удивлением: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. И первую из них – звездное небо – мы вскоре можем потерять. Возможно, потому, что давно забыли про вторую.
В конце января компания SpaceX отправила в космос четвертую партию из 60-ти спутников системы Starlink. По плану, уже через несколько лет их число достигнет 1584-ти, и Starlink охватит всю Землю услугами связи нового поколения. Впоследствии покрытие и пропускная способность сети будет наращиваться, и на будущих этапах орбитальная флотилия системы увеличится до 12 000, а затем и 42 000 аппаратов. Но ведь этим дело вовсе не ограничивается.
Уже 7 февраля с космодрома Байконур состоялся запуск кластера спутников для британской компании OneWeb, а в конце марта ожидается еще один. Гигант Amazon пытается потеснить конкурентов с помощью собственного проекта Kuiper (более 3200 аппаратов). Над собственной группировкой для широкополосного спутникового доступа в Сеть работают и канадцы из Telesat. Целые тучи миниатюрных спутников способны создать такое загрязнение, которое может сделать наблюдательную астрономию практически невозможной.
Тем не менее, именно SpaceX, как стартовавшая раньше всех, привлекла главное внимание инвесторов и публики, и главный гнев астрономического сообщества. На портале открытых петиций Change.Org требование «остановить Starlink» набрало почти 5000 подписей. Ученые пишут групповые обращения, проводят публичные лекции и даже взывают к совести самого «железного» Илона Маска: звездное небо – под угрозой.
Пунктиры орбит
Начиная со «Спутника 1» в 1957 году на орбиту было выведено в общей сложности почти 9000 аппаратов, из которых в космосе остается около половины. Разумеется, эти аппараты вносят свои коррективы в работу наземных телескопов. Однако ученые давно научились учитывать их траектории, благо, движутся они по хорошо отслеживаемым, заранее прогнозируемым траекториям. К тому же большинство спутников работают либо на низкой околоземной, либо на геостационарной орбите, – достаточно близко, либо достаточно далеко для того, чтобы не слишком мешать наземным телескопам.