«Часть наследия Орловой все-таки оказалась в Бахрушинском музее»

Коллекция. Караван историйРепортаж

Михаил Куницын: «Я всю ночь не спал в доме Орловой, думал, как спасти это все?»

Беседовала Анжелика Пахомова

Фото: Роман Устинов

«Еще до Баяновой увлечение пластинками познакомило меня с Геленой Великановой. Так же я пришел и к Антонине Ревельс, вдове Леонида Утесова. Она подарила мне купленные Утесовым в Париже пластинки. Конечно, я не мог знать Клавдию Шульженко, но общался с ее сыном, Игорем Владимировичем Кемпером. Так же получилось и с Орловой», — рассказывает журналист, биограф, коллекционер Михаил Куницын.

— Михаил, сейчас ты работаешь в программе «Время» на Первом канале, а вообще на телевидении уже много лет. И застал времена, когда там работали легенды. Расскажи, как все началось? Как попал в «Останкино»?

— Вся моя жизнь связана с телевидением и именно с информационной программой «Время». На ней я вырос, в ней состоялся, и все, что случилось в моей жизни дальше, — это все благодаря программе. Даже то, что меня приглашали работать на радио, делать там свою авторскую программу, тоже было связано именно с тем, что меня знали по работе в программе «Время». Уходил, потом вернулся, работал на разных позициях — администратором, ассистентом, режиссером, сейчас я шеф-координатор. Знаете, оттуда, именно как из гоголевской «Шинели», вышло огромное количество профессионалов, которые работают на всех каналах. А как все начиналось? Всю свою жизнь я занимаюсь коллекционированием пластинок. И если спрашивать о самом главном деле моей жизни, наверное, это собирательство, и оно определило все, что происходило.

Вроде бы, кажется, что такого особенного: ну собирает мальчик пластинки, ну слушает их. Мне всегда говорили: «Миша, ну вот почему ты не делаешь уроки, почему не занимаешься, ты что, собираешься всю жизнь слушать пластинки?» Я отвечал что-то — то, что от меня хотели услышать, — а про себя думал: «Вообще-то да, я пластинки собираюсь слушать всю свою жизнь». И так и получилось.

— Как же ты попал на телевидение? Сразу, после школы, понимал, что хочешь там работать?

— Не сразу. Какое-то время я учился в медицинском колледже, но потом его оставил. У меня не было ни боязни крови, ничего, просто понял, что это не мое. И оказался свободен в 20 лет. Подруга позвала меня в один из гуманитарных вузов. Я выбрал направление «режиссер информационных программ». Проучившись три месяца, понял, что это какая-то не очень серьезная организация: непонятно было, получим ли мы дипломы, и достаточно дорого стоило обучение. Тогда, в 1993 году, у всех была непростая финансовая ситуация.

Михаил Куницын и Алла Баянова на ее концерте в Театре эстрады, 2007 год. Фото: из архива М. Куницына

— Время тяжелое, да.

— Да. И однажды около института я увидел очаровательную блондинку, которая рылась в сумочке в поисках зажигалки. Какая-то интуиция подсказала мне подойти к ней и дать огоньку. Мы разговорились. И вдруг какое-то озарение мне подсказывает спросить: «Вы работаете на телевидении?» — «Да, а как ты догадался?» — «Я вас видел в пресс-баре», — сказал неожиданно для себя. А я, когда проходил практику в «Останкино» один-единственный раз, понял, что в пресс-бар, который там находится, приходят абсолютно все. И вдруг получаю предложение о работе в программе «Новости», так она тогда называлась. Девушка записывает мою фамилию и говорит приходить завтра в «Останкино».

На следующий день я приехал к телецентру, подаю свой паспорт в бюро пропусков, и мне выписывают пропуск. Спрашиваю: «А куда идти?» Мне говорят: «Ну как же, вот комната 1006». Я поднимаюсь по ступенькам, подхожу и вижу — это кабинет генерального директора «Новостей» Бориса Вениаминовича Непомнящего. А познакомился я, оказывается, с его секретарем Надей Хроленко.

Разумеется, мне нужно было еще пройти собеседование у главного режиссера программы, а ею оказалась легенда телевидения Калерия Кислова. И после нашего знакомства, состоявшегося тогда, более 30 лет назад, мы дружим по сей день. Так я пришел на телевидение. Тот институт, видимо, нужен был только для этого судьбоносного знакомства. Позже, уже работая, я отучился в Институте культуры и окончил кафедру кино и телевидения. А взяли меня на работу действительно даже без образования, практически после школы.

— А что это было тогда за телевидение — вот 1993 год? Оно уже было не советским, уже поменялось?

— Это было телевидение-поиск. Уникальное время перемен. Оно было уже не советским, хотя много исключительных личностей, таких как Валентина Леонтьева (знаменитая Тетя Валя), Игорь Кириллов, еще работали там. Но и таким, каким мы его видим сейчас, еще не стало. Это были первые рекламы на ТВ, первые передачи, у которых были спонсоры. Именно тогда, в начале девяностых, на экране зажигались новые яркие звезды и появились новые программы. Было непросто, как и всей стране. Но мне нравилось. Когда я пришел, был потрясен графиком день через два: день работаешь, два выходных. И в рабочие дни эфиры утром или вечером, а в выходные можно учиться или заниматься своими делами. Я о таком и не мечтал! Должность моя называлась старший администратор, по сути, помощник режиссера. Кто это такой? Опять же, вспоминая детство... Когда я ребенком смотрел программу «Время», диктор сидел на фоне карты и читал какое-то официальное сообщение. И вдруг за ним появлялась огромная рука, которая меняла карту. Кому принадлежала эта рука? Ответ я получил на своей работе: именно на эту должность пришел, моя задача была подбирать к эфиру заставки, фотографии, которые нужно было ставить на пюпитр и по команде режиссера в прямом эфире убирать и менять. На моих глазах все менялось, карты стали электронными. Но я еще помню, как мы собирали вручную фотографии в фототеках, делали фотофильмы. Потом все это перешло в цифру. В общем, мне было очень интересно. Но я никогда, тем не менее, не отказывался от своей любви к грамзаписи и к пластинкам, которые собирал, покупал. Когда у меня появилась возможность путешествовать по стране и за рубежом, то я отовсюду привозил их. Граммофонные пластинки тогда стоили копейки. Да и виниловые тоже. Это сейчас раритеты могут продавать за десятки и даже сотни тысяч.

Алла Баянова во время выступления, 1987 год. Фото: Игорь Михалев/РИА Новости

Но мне было интересно не просто купить пластинку. Хотелось узнавать о тех личностях, которые на обложке. Сейчас любую информацию можно найти в интернете. А тогда многие имена для меня вообще были терра инкогнита. Допустим, Алла Баянова, которую я обнаружил на пластинках, но ничего о ней не знал. Или Гелена Великанова... Интернета не было, надо было идти в какие-то библиотеки. Про эмигрантов узнать что-то было вообще невозможно. А люди интересовались. Когда в «Музыкальном киоске» у Элеоноры Беляевой показали приехавшую из-за границы Баянову, наутро в магазине пластинок на Калининском проспекте была очередь, как за сахаром по талонам. Это было в середине восьмидесятых. Кстати, эту программу вела иногда и Ангелина Вовк, с которой мы позже очень подружились. Так же как и с Баяновой, «румынской певицей», как было объявлено, которая на чистом русском языке сказала телезрителям: «Здравствуйте!» Она триумфально выступала с концертами в Театре эстрады, и мне папа смог только через ЦК достать билеты на ее концерт.

— Как же вы познакомились?

— В программе «Доброе утро», в тех выпусках, которые вела Арина Шарапова, я стал делать небольшую рубрику, посвященную ретромузыке, и предложил сделать интервью с Аллой Баяновой. Арина согласилась. Нашел телефон Баяновой, позвонил ей, и она сказала: «Что же, приходите ко мне домой, обсудим, о чем мы будем говорить». И вот с этого момента все закрутилось и завертелось. И, собственно, личное знакомство с Аллой Николаевной стало тем мостиком, что познакомил меня со многими легендарными артистами, о которых потом я рассказывал и в журнале «7 Дней». Например, еще до Баяновой увлечение пластинками познакомило меня с Геленой Великановой, это в начале 80-х годов. Я набирался наглости, находил телефоны: «Здравствуйте, я Миша, собираю ваши пластинки, хочу к вам прийти в гости, познакомиться». Приходил и знакомился. Так пришел к Антонине Ревельс, вдове Леонида Утесова. Она подарила мне купленные Утесовым в Париже пластинки Жозефины Бейкер — потрясающей певицы, удивительной женщины. Вдова великого артиста, Ревельс — скромная, обаятельная, чудесная совершенно женщина... Конечно, я не мог познакомиться с Клавдией Ивановной Шульженко, потому что она уже ушла из жизни. Но общался с ее сыном, Игорем Владимировичем Кемпером. Так же получилось и с Орловой... Хоть и — это смешно — в одной передаче написали, что я лично ее знал, видимо, молодым редакторам, которым по 20 лет, кажется, что все старше тридцати — примерно ровесники Орловой. Но я дружу, и для меня это большая честь, с внучатой племянницей Любови Орловой, театральным критиком и драматургом Нонной Юрьевной Голиковой, удивительной совершенно женщиной.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Евгений Князев: «Талант — это единственная новость, которая всегда нова» Евгений Князев: «Талант — это единственная новость, которая всегда нова»

Я думал: «Боже, какой дурью мы занимаемся, чему же нас здесь учат?»

Коллекция. Караван историй
10 лучших фильмов ужасов за последние десять лет, которые стоит посмотреть каждому. Выбор читателей «Правил жизни» 10 лучших фильмов ужасов за последние десять лет, которые стоит посмотреть каждому. Выбор читателей «Правил жизни»

От «Реинкарнации» до «Субстанции»: фильмы ужасов, которые стоит посмотреть

Правила жизни
Снимаем барьеры Снимаем барьеры

Как бороться с психологическими барьерами, мешающими жить полноценной жизнью

Лиза
Инвестиции в будущее: как женщины преодолевают барьеры в креативных индустриях Инвестиции в будущее: как женщины преодолевают барьеры в креативных индустриях

Почему инвестировать в женские проекты выгодно?

Forbes
Софья Евстигнеева: Софья Евстигнеева:

Софья Евстигнеева не представляет жизни без театра и очень любит съемки в кино

Коллекция. Караван историй
Первая минута Первая минута

Как заставить начало разговора работать на результат

kiozk originals
Что делать, если вы постоянно ссоритесь: 6 советов клинического психолога Что делать, если вы постоянно ссоритесь: 6 советов клинического психолога

Эти очевидные советы могут спасти ваши отношения

Psychologies
Инна Чурикова: «Мы с Глебом похожи на персонажей полотен Шагала, когда две головы прорастают из одного туловища» Инна Чурикова: «Мы с Глебом похожи на персонажей полотен Шагала, когда две головы прорастают из одного туловища»

Последнее интервью Инны Чуриковой и фрагменты ее архивов

Коллекция. Караван историй
Отдых на «пятерку» Отдых на «пятерку»

Чем люксовые гостиницы в России привлекают клиентов

Деньги
Как понять, что вам нужно мыть голову чаще Как понять, что вам нужно мыть голову чаще

Как понять, что вы моете кожу головы недостаточно часто?

ТехИнсайдер
Нужная деталь: почему в центре древних китайских монет есть квадратное отверстие Нужная деталь: почему в центре древних китайских монет есть квадратное отверстие

Почему древние китайские монеты выглядят так необычно?

ТехИнсайдер
Утилистический прием Утилистический прием

Как Константин Вагинов изобрел безотходную переработку прошлого

Weekend
Дама с собачкой (или кошечкой) Дама с собачкой (или кошечкой)

Когда любовь к питомцу превращается в зависимость

Лиза
Что они несут Что они несут

Многие из образов киноперсонажей определяют моду на десятилетия вперед

Men Today
Большие связи: как с помощью психологии налаживать общение с разными людьми Большие связи: как с помощью психологии налаживать общение с разными людьми

Простые и полезные для повседневной жизни коучинговые упражнения

Psychologies
8 признаков, что вы эмпат 8 признаков, что вы эмпат

Чем может обернуться дар эмпатии?

Psychologies
Две трети ключевых зон биоразнообразия в тропиках столкнулись с новым уровнем жары Две трети ключевых зон биоразнообразия в тропиках столкнулись с новым уровнем жары

66% зон в мировых тропических лесах испытывают новые температурные режимы

N+1
9 худших вещей, которые может сделать мастер маникюра 9 худших вещей, которые может сделать мастер маникюра

Что отличает хорошего нейл-дизайнера от плохого?

VOICE
Голливуд на Волге Голливуд на Волге

Как и зачем Голливуд, «Мосфильм» и кинокомпании Европы снимали фильмы вместе

Правила жизни
Девушка, избитая боксером за отказ от секса, скончалась. Что толкает мужчин на подобное насилие? Девушка, избитая боксером за отказ от секса, скончалась. Что толкает мужчин на подобное насилие?

Почему мужчины применяют насилие после отказа женщины

Psychologies
Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов

Распространенные ошибки руководителей из книги «Менеджмент глазами ресторатора»

Forbes
Пятьдесят — это новые тридцать Пятьдесят — это новые тридцать

Стоит ли радоваться тому, что старость теперь приходит позже?

РБК
Сергей Бондарчук Сергей Бондарчук

Правила жизни режиссера Сергея Бондарчука

Правила жизни
Тень учителя Тень учителя

Василий Степанов о Мэгги Смит

Weekend
Любовь и эволюция в искусстве. О чем говорили на дискуссии «Сноба» на Cosmoscow Любовь и эволюция в искусстве. О чем говорили на дискуссии «Сноба» на Cosmoscow

На ярмарке Cosmoscow прошла дискуссия на тему вечного и актуального в искусстве

СНОБ
Вирусы: из врагов в союзники Вирусы: из врагов в союзники

Новые методы борьбы с онкологическими заболеваниями

Наука и техника
Материнская смертность у японских макак оказалась ниже человеческой Материнская смертность у японских макак оказалась ниже человеческой

Средний уровень материнской смертности у макак не превышает и процента

N+1
Ольга Нижельская: Слушать рок после классики — это как поесть жареной картошки после японского ресторана Ольга Нижельская: Слушать рок после классики — это как поесть жареной картошки после японского ресторана

Ольга Нижельская: как усталость от чужих текстов побуждает написать свой

СНОБ
«У нас сохранилась практика раскрытия информации» «У нас сохранилась практика раскрытия информации»

Что сегодня способствует развитию нефинансовой отчетности в России

РБК
Стоит ли дружить с бывшим: рассуждения психолога Стоит ли дружить с бывшим: рассуждения психолога

Нужно ли поддерживать связь с тем, кого еще недавно любил?

Psychologies
Открыть в приложении