Коботы вместо роботов: куда нас ведёт Четвёртая промышленная революция
Автоматизация производства, роботизация, цифровизация — что они означают в реальности? Правда ли, что машины заменяют людей на рабочих местах? К каким последствиям это может привести? Отстаёт ли российское производство от мировых тенденций?
Ответы на эти вопросы искали Игорь Кривошеев, директор департамента информационных технологий «БАТ» в России, Центральной Азии и Белоруссии, Василий Киселёв, основатель Top 3D Group (одного из крупнейших промышленных интеграторов аддитивных технологий и робототехники), и Михаил Платонов, старший IT-директор PepsiCo.
Четвёртая промышленная революция — новая реальность или маркетинговая уловка?
Платонов: Реальность. На передовых позициях сейчас Европа, в частности Германия, где зародилась сама концепция Индустрии 4.0. И в отрыве от всех остальных стран находится Китай — лидер по внедрению роботов по всему миру.
В России всё очень по-разному. Есть абсолютно передовые вещи. Например, питерский Политех разрабатывает цифровые двойники и использует их при производстве двигателей, в том числе на экспорт. Есть отрасли, которые мало продвинулись в этом направлении. С софтом у нас проблем нет, а вот в производстве собственного оборудования нужно восстанавливать былые мощности.
Кривошеев: Мелкосерийное гибкое производство — это всё-таки будущее. Но мы уже на пути к нему. В марте 2020 года мы запустили глобальную стратегию A Better Tomorrow по созданию лучшего будущего. Это программа трансформации, которая затрагивает все направления бизнеса, в том числе и наши заводы по всему миру. Цель «БАТ» — снизить влияние бизнеса на здоровье потребителя и окружающую среду, и такая задача требует внедрения передовых инноваций. Сейчас мы тестируем десятка два технологий на разных фабриках.
Киселёв: В России пока низкая плотность роботизации. По оценкам Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), на каждые 10 тысяч занятых в производственном секторе приходится 6 роботов, в развитых странах это число начинается от 100. Пока автоматизированы гиганты: автопром, пищевики. Но пандемия и внутренняя конкуренция стимулируют и другие производства. У нас качественное образование, хорошие специалисты. Это неплохой задел для производственного скачка в России.
Венец Индустрии 4.0 для меня — умная фабрика, которая работает полностью автономно. Есть реально действующие примеры в Германии, но до массовости ещё далеко. А вот инструменты Индустрии 4.0 — роботы, 3D-принтеры, интернет вещей — уже точно наша реальность.
Кривошеев: «БАТ» использует роботов в основном для перемещения грузов. Это значительно снизило количество травм на производстве.
Где сегодня применяются роботы и насколько это безопасно?
Киселёв: Промышленные роботы активно внедряются с 1990-х годов. Я бы выделил три направления: перемещение различных объектов, сварка и покраска. Требования по безопасности ограничивают доступ людей в роботизированную ячейку. Сейчас развиваются коботы — коллаборативные роботы, которые работают совместно с человеком. С ними не нужно закладывать дополнительные квадратные метры и переделывать пространство своего производства: кобот автоматически распознаёт человека рядом и не допускает травматизации. Возможно, вопросы безопасности станут актуальны с развитием искусственного интеллекта, но пока его невозможно классифицировать как угрозу.