О том, как переживали неудачи Гоголь, Чайковский, Глинка, Чехов и Стравинский

Культура.РФИстория

5 скандальных премьер, которые позже стали классикой

Автор: Валерия Черкасова

0:00 /
-12:01

Далеко не все произведения, которые сегодня мы воспринимаем как несомненные шедевры, в свое время благосклонно встречала публика. Зачастую авторы были новаторами и не находили понимания среди современников, бывало, что допускали роковые ошибки, когда выбирали исполнителей и постановщиков, а иногда в процесс просто вмешивался случай. О том, как переживали неудачи Николай Гоголь, Петр Чайковский, Михаил Глинка, Антон Чехов и Игорь Стравинский, рассказываем в нашем материале.

Несостоявшаяся «Женитьба»

Афиша первого представления «Женитьбы» и «Игроков» Николая Гоголя на сцене Московского Большого театра. 5 февраля 1843. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Константин Савицкий. Визит. Иллюстрация к пьесе Николая Гоголя «Женитьба». Конец XIX. Дом Н.В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека, Москва
Валерий Левенталь. Эскиз декорации к спектаклю Анатолия Эфроса «Женитьба» (фрагмент). Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

«Провинциальный жених», «Женихи», «Женитьба» — все это версии названия известной пьесы Николая Гоголя. Сегодня ее часто ставят в театрах по всей России, однако первое знакомство произведения с публикой вряд ли можно назвать удачным.

Рождалась пьеса мучительно: с того момента, как писатель начал работать над текстом, до публикации прошло почти десять лет. Гоголь то брался его переписывать, то терял интерес к произведению, а то и вовсе горел желанием все уничтожить. И все же в 1841 году он завершил пьесу. Через год была намечена премьера в петербургском Александринском театре.

Из-за названия публика ждала в финале спектакля свадьбу и счастливую концовку. А увидела лишь то, как незадачливый жених убегает в окно. Этого писателю не простили: зрители отметили постановку лишь скудными хлопками, а критики назвали «шалостью большого таланта».

«Театр был полон. В продолжение пиесы было несколько взрывов хохота. К концу, который на сцене выходит как-то не совсем эффектен, стало тише, и, когда занавес опустили, раздалось шиканье». «Литературная газета»

Неодобрительный тон «Литературной газеты» подхватили и другие издания. Издания «Северная пчела» и «Репертуар и пантеон» писали, что характеры героев не проработаны, а в сюжете нет ни завязки с развязкой, ни острот, ни правдоподобия. К пятому показу, правда, спектакль уже принимали, по словам поэта Николая Прокоповича, с единодушным восторгом, но постановка в репертуаре все-таки не задержалась.

Сам автор замечания критики принял спокойно и самокритично: «Толки о «Женитьбе» и «Игроках» совершенно верны, и публика показала здесь чутье».

Больше для театра Гоголь не писал.

Страсти по Глинке

Ноты к опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила». Вторая половина XIX века. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Сцена из оперы Самуила Самосуда и Ростислава Захарова «Руслан и Людмила». 1937. Государственный академический Большой театр России, Москва. Фотография: Александр Родченко / Мультимедиа Арт музей, Москва
Евгений Пономарев. Эскиз костюма Людмилы из оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила». 1885. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Премьера «Руслана и Людмилы» была приурочена к шестилетней годовщине постановки первой оперы Михаила Глинки — «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Она прошла на той же сцене Большого театра в Санкт-Петербурге и в ту же дату. Композитор был признанным мастером, и новое его произведение ждали с нетерпением. Глинка едва успел закончить оперу: так быстро и охотно ее приняли к постановке.

Однако на премьере успешно прошло лишь первое действие. Исполнительница партии Ратмира Анна Петрова-Воробьева заболела, и вместо нее выступила молодая солистка-однофамилица Анфиса Петрова, которая к спектаклю подготовиться не успела. Эпизод с Головой во втором действии привел зрителей в недоумение: «В ней сидит целый хор и ревет из нее, как стадо быков». К четвертому акту зрители и вовсе устали. Император Николай Павлович и вся его семья не дождались завершения оперы, а в финале раздались не только аплодисменты, но и шиканье. Растерянный композитор не знал, стоит ли выходить на поклон. Генерал Дубельт, сидевший с ним в одной ложе, развеял сомнения: «Иди, Христос страдал более тебя».

Публика называла оперу многострадальной, критики обвиняли в том, что ей не хватает драматического действия. И лишь немногие оценили новый жанр, который Николай Римский-Корсаков позже назвал эпической оперой. Сегодня «Руслан и Людмила» — классика музыкального театра. Только на сцене Большого театра ее исполняли около 700 раз.

Постыдный балет Чайковского

Афиша балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Большого театра. Открытка. 1877. Краеведческий музей, Киселевск, Кемеровская область
Нина Тимофеева в роли Одиллии в спектакле Асафа Мессерера и Александра Радунского «Лебединое озеро». 1960-е. Государственный академический Большой театр России, Москва. Фотография: Евгений Умнов / Мультимедиа арт музей, Москва
Евгений Пономарев. Эскиз костюма Одиллии из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро». 1895. Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека, Санкт-Петербург

«По приглашению Московской дирекции пишу музыку к балету «Озеро лебедей». Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки». Петр Чайковский, письмо Николаю Римскому-Корсакову

Раньше «серьезные» композиторы не писали музыку к балетам, за исключением Адольфа Адана и Лео Делиба. Однако Чайковский ответственно отнесся к своему первому произведению в этом жанре. Композитор тщательно изучал особенности «музыки для танцев» и партитуры. Через год работы, в 1877 году, Чайковский завершил произведение и получил внушительный гонорар в 800 рублей, что было вдвое больше обычного. В театре восхищались новым произведением.

Однако не все артисты принимали экспериментальную, сложную для балета музыку. Балерина Лидия Гейтен, которую композитор видел в роли Одетты-Одиллии, отказалась от участия еще во время репетиций. Прима Московской императорской труппы Анна Собещанская также предложение не приняла. В итоге пришлось срочно вводить Пелагею Карпакову, у которой уже было меньше времени на подготовку. С балетмейстером тоже возникли трудности. Премьер Арнольд Гиллерт опасался маленького сбора и потому ставить «Лебединое озеро» отказался. Пришлось пригласить Вацлава Рейзингера, чьи предыдущие работы в Большом театре неизменно проваливались. «Лебединое озеро» не стало исключением. После премьеры «Санкт-Петербургские ведомости» писали:

«Странное скопление на сцене дам разного возраста и разной комплекции в тяжеловесных костюмах с перьями, тщетно старавшихся изобразить горделиво плывущих лебедей. К радости публики, в конце спектакля вся эта разномастная птичья стая утонула в озере вместе с немецким принцем Зигфридом, бросившимся вслед за ними в воду»

Однако спектакль вошел в репертуар: за два года спектакль показали 27 раз и лишь после этого сняли. И все же в 1895 году «Лебединое озеро» вновь появилось на театральной сцене, уже в постановке Мариуса Петипа и Льва Иванова. Эта версия имела успех и позже стала символом русского балета. Но Петр Чайковский об этом так и не узнал: «Чистая дрянь, вспоминать о ней без чувства стыда не могу».

«Чайка» и бегство Чехова из театра

Антон Чехов, обстреливаемый критиками. Карикатура из журнала «Осколки». Октябрь 1896. Иллюстрация из книги Александра Роскина «Чехов». Москва: «Детиздат», 1939
Чтение Антоном Чеховым (в центре) пьесы «Чайка» артистам Московского Художественно-общедоступного театра. 1898–1899. Москва. Фотография: Петр Павлов / Союз фотохудожников России
Мария Роксанова в роли Нины и Константин Станиславский в роли Тригорина в спектакле Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко «Чайка». 1898. Художественно-общедоступный театр, Москва. Фотография: snob.ru

«Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви», — так характеризовал свою «Чайку» Антон Чехов Алексею Суворину. И отмечал, что она будет создана «вопреки всем правилам драматического искусства».

Премьера «Чайки» состоялась в октябре 1896 года в петербургском Александринском театре и прошла со скандалом. Публика издевательски смеялась над каждым движением артистов, а пьесу восприняла как сборник случайных анекдотов и экстравагантных трюков. Зрители переговаривались друг с другом через весь зал, так что исполнителей едва было слышно за всем этим шумом.

Константин Варламов, который играл Шамраева, не переставал креститься, а Комиссаржевскую, исполнявшую роль Нины Заречной, увели в уборную отпаивать валерьянкой. Сам автор пьесы, когда зрители стали проявлять недовольство, покинул ложу, а затем ушел в кабинет режиссера. Позже Чехов и вовсе покинул театр и Петербург, ни с кем не простившись. В письме брату Михаилу он написал: «Пьеса шлепнулась и провалилась с треском. В театре было тяжкое напряжение недоумения и позора. Актеры играли гнусно, глупо. Отсюда мораль: не следует писать пьес».

Через два года Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко поставили пьесу в Московском художественном театре. И на этот раз спектакль прошел с ошеломительным успехом. «Чайка» стала одной из самых популярных пьес в мире — и не только в театральном искусстве. Например, писатель Борис Акунин описал варианты ее финала в одной из своих книг.

«Избиение весны» и полеты в космос

Валентина Гюго (Гросс). Наброски к балету Игоря Стравинского «Весна священная» (фрагмент). 1913. Иллюстрация из книги Ричарда Бакла «Нижинский» Москва: издательство «КоЛибри» («Азбука-Аттикус»), 2016
Сцена из балета Вацлава Нижинского «Весна священная». Иллюстрация из книги Ричарда Бакла «Нижинский» Москва: издательство «КоЛибри» («Азбука-Аттикус»), 2016
Николай Рерих. Эскиз костюма к балету Игоря Стравинского «Весна священная» (фрагмент). 1912. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

Идея «Священной весны» пришла Игорю Стравинскому неожиданно. Как вспоминал композитор, он вдруг представил священный языческий ритуал: «Мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность». Тема чрезвычайно увлекла Стравинского, и он сразу же рассказал о ней Николаю Рериху. Они начали вместе работать над балетом. Балетмейстером стал Вацлав Нижинский, которого рекомендовал Сергей Дягилев. Стравинский был не в восторге: его смущало, что у хореографа нет музыкального образования. Хотя они дружили и композитор ценил Нижинского как танцовщика и актера.

Когда Нижинский готовил спектакль, у него спросили, что представляет собой его «Весна». «О, она вам тоже не понравится, — ответил балетмейстер, демонстрируя угловатые движения. — Там еще больше подобного».

И действительно, многим не понравилось. На премьере в Париже в мае 1913 года зрители бунтовали. По словам поэта Жана Кокто, публика «смеялась, вопила, свистела, хрюкала и блеяла». Позже шум перешел в рукопашную, и пришлось вызывать полицию. В этот вечер было арестовано почти 40 человек. Балет получил новое неформальное название: из «Весны священной» («Le Sacre du printemps») он превратился в «Избиение весны» («Le Massacre du printemps»).

Критика была беспощадна, но одна из статей завершалась очень проницательно: «Композитор написал партитуру, до которой мы дорастем только в 1940 году». Спектакль через несколько лет стал собирать полные залы. Музыка из скандального балета через 30 лет вошла в мультфильм Уолта Диснея «Фантазия». А еще через 40 лет на борту аппарата «Вояджер-1» отправилась в путешествие «Золотая пластинка» с записями Баха, Моцарта, Бетховена и Стравинского.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вьетнам, окройся! Вьетнам, окройся!

Сколько бы раз вы ни были в Азии, понять, изучить, привыкнуть к ней невозможно

Домашний Очаг
Отборные дети Отборные дети

Чем генетика может помочь родителям, мечтающим о здоровом потомстве

Vogue
Семейный кинобизнес в эпоху корпораций: история Брокколи, которые 60 лет контролируют «бондиану» Семейный кинобизнес в эпоху корпораций: история Брокколи, которые 60 лет контролируют «бондиану»

Какую роль играет семья Брокколи в судьбе «бондианы»

VC.RU
Жан-Поль Бельмондо. Вечная импровизация Жан-Поль Бельмондо. Вечная импровизация

Жан-Поль Бельмондо — тот, кто делал нас счастливее

СНОБ
В Армении раскопали ритуальное погребение коня в каменной гробнице В Армении раскопали ритуальное погребение коня в каменной гробнице

Археологи исследовали останки лошади, погребенной в гробнице в Западной Армении

N+1
Опытным путем Опытным путем

Что из западного опыта в образовании мы могли бы использовать в России

Домашний Очаг
Не верь, не делай: народные советы и рецепты из Сети, которые не работают Не верь, не делай: народные советы и рецепты из Сети, которые не работают

Правда о популярных "народных" рецептах в области косметологии

Cosmopolitan
Эффективная логистика: как применяются технологии телематики в грузоперевозках Эффективная логистика: как применяются технологии телематики в грузоперевозках

Необходимость телематики и перспективы ее развития в транспортной отрасли

Популярная механика
Опыт прочтения. Григорий Кружков: «Орбиты слов: русская поэзия и европейская традиция» Опыт прочтения. Григорий Кружков: «Орбиты слов: русская поэзия и европейская традиция»

Отрывок из сборника статей Григория Кружкова, посвященных поэтам «Озерной школы»

СНОБ
Почему быть застенчивым не всегда плохо? Почему быть застенчивым не всегда плохо?

Как скромность, иногда даже излишняя, может стать нашим хорошим другом

Psychologies
«Допы», которые могут навредить машине. Список с пояснениями «Допы», которые могут навредить машине. Список с пояснениями

Дополнительное оборудование, перед установкой которого лучше подумать

РБК
Эмоциональный интеллект: как научиться распознавать гнев и работать с ним Эмоциональный интеллект: как научиться распознавать гнев и работать с ним

Замечала, что иногда тебя вдруг начинают захлёстывать эмоции?

Cosmopolitan
«До „джуна“ еще нужно дорасти»: как IT-компании готовят себе кадры с помощью стажировок «До „джуна“ еще нужно дорасти»: как IT-компании готовят себе кадры с помощью стажировок

Представители IT-компаний рассказали, как они готовят кадры с помощью стажировок

Inc.
10 дутых фактов о жевательной резинке 10 дутых фактов о жевательной резинке

Самые интересные факты о жвачке

Maxim
Синдром опустевшего гнезда Синдром опустевшего гнезда

Как сблизиться с мужем и вернуть отношениям смысл, когда дети выросли

Лиза
5 советов Уоррена Баффетта, которые помогут добиться успеха 5 советов Уоррена Баффетта, которые помогут добиться успеха

Советы Баффета, которые будут полезны каждому предпринимателю

Inc.
6 вопросов, которые часто звучат в счастливых парах 6 вопросов, которые часто звучат в счастливых парах

Как парам удается поддерживать пламя страсти долгие годы

Psychologies
Возвращение домой: зачем компании берут на работу бездомных людей Возвращение домой: зачем компании берут на работу бездомных людей

С какими трудностями может столкнуться работодатель, нанимая бездомных людей

Forbes
«Увидимся в суде». Как ведутся дела о врачебной халатности и почему родственники умерших пациентов соглашаются на компенсации, не дожидаясь разбирательства «Увидимся в суде». Как ведутся дела о врачебной халатности и почему родственники умерших пациентов соглашаются на компенсации, не дожидаясь разбирательства

Отрывок из книги «Неидеальная медицина» о врачебных ошибках

СНОБ
Почему клюква — суперфуд. 5 фактов Почему клюква — суперфуд. 5 фактов

Рассказываем о свойствах клюквы - полезных и не очень

РБК
Это точно к чаю? 10 странных десертов со всего мира Это точно к чаю? 10 странных десертов со всего мира

Кто сказал, что десерт непременно должен быть с сахаром?

Вокруг света
Жители Новой Гвинеи начали выращивать птенцов казуаров в неволе 17,8 тысячи лет назад Жители Новой Гвинеи начали выращивать птенцов казуаров в неволе 17,8 тысячи лет назад

Жители Новой Гвинеи уже 17,8 тысячи лет назад похищали из гнезд яйца казуаров

N+1
От «Коралины» до «Американских богов»: лучшие книги Нила Геймана От «Коралины» до «Американских богов»: лучшие книги Нила Геймана

Подборка популярных книг фантаста Нила Геймана

Playboy
Как стресс и волнения сказываются на состоянии кожи Как стресс и волнения сказываются на состоянии кожи

Раздражения, шелушения, краснота — почему количество жалоб на кожу возросло

Psychologies
Почему во рту появляется неприятный запах и как от него избавиться Почему во рту появляется неприятный запах и как от него избавиться

Галитоз, или запах изо рта — не приговор, избавиться от него можно

Популярная механика
Тимоти Шаламе и Дени Вильнев о «Дюне», страхах и первом знакомстве Тимоти Шаламе и Дени Вильнев о «Дюне», страхах и первом знакомстве

Тимоти Шаламе и Дени Вильнев встретились с Cosmo

Cosmopolitan
8 автомобильных брендов, которым срочно требуется новый дизайнер 8 автомобильных брендов, которым срочно требуется новый дизайнер

Художник, сделайте этим автомобилям красиво! Некрасивые бренды

Maxim
Революция роботов: как происходит роботизация Японии Революция роботов: как происходит роботизация Японии

Роботы-консьержи и роботы-водители, продавцы, уборщики и учителя

Вокруг света
Фонд физтехов: как Петр Лукьянов управляет деньгами бизнесменов — выпускников МФТИ Фонд физтехов: как Петр Лукьянов управляет деньгами бизнесменов — выпускников МФТИ

Как Петр Лукьянов вкладывается в стартапы до того, как они становятся модными

Forbes
«Круто ты попал»: все скандалы на «Фабрике звезд» «Круто ты попал»: все скандалы на «Фабрике звезд»

Скандалы, интриги, расследования и таланты – вот что такое «Фабрика звезд»

VOICE
Открыть в приложении