Кинотеатр «Художественный»: от Николая II до Владимира Путина
Спасибо, что живой.
На днях последует открытие «Художественного электро-театра» в специально выстроенном здании на Арбатской площади. Зрительный зал на 400 мест и фойе со светящимся фонтаном художественно отделаны. Грандиозный экран в светящемся гроте. Оркестровые симфонические антракты под управлением И.Г. Лескес. О дне открытия последует отдельная публикация». Так газета «Русские ведомости» 5 ноября 1909 года сообщила жителям Российской империи о скором появлении синематографа.
Уже этой осенью кинотеатр «Художественный» откроется снова. Многие спорят о том, насколько сильно изменятся внешний облик здания и интерьеры залов. «Художественный» прошел путь от электро-театра при царе до легендарного кинотеатра при президенте. И выстоял во время революции, Гражданской войны, Великой Отечественной войны и перестройки площади. И чтобы узнать, насколько сохранился этот кинотеатр, вспомним его историю.
1909
Первая революция за плечами, и совсем скоро жители царской России станут советскими гражданами. Работы много, но душа требует и отдыха иногда. Предприниматель Роберт Альберт Брокш решил, что надо построить что-то современное на том участке земли, который ему принадлежал. Он договорился с архитектором Николаем Благовещенским. Подготовили проект здания в стиле «модерн». Впервые специально для кинотеатра возвели постройку (а не переделали что-то уже существующее). 10 ноября состоялось открытие нового места развлечений – и весьма успешно.
Если сейчас мы дойдем до Арбатской площади, мы совершенно точно не узнаем это здание. Кинотеатр перестроили в 1912 году, когда 400 мест стало мало для всех желающих. Для сравнения: сейчас в обычном кинотеатре каждый зал (а их обыкновенно около 10 или больше) вмещает примерно 1500 зрителей.
1912
Тот вид, к которому в наше время «Художественный» возвращают реставраторы, был создан архитектором Федором Шехтелем. Он же участвовал в возведении типографии Левенсона, особняка Зинаиды Морозовой, подготовил проект для перестройки МХТ им. А. П. Чехова (и это только минимум его самых известных работ). На фасаде посетителей встречали пилястры и барельефы, – например, античные колесницы. Слева была надпись над дверью – «Выход». А слева, соответственно, –