До развода был один Табаков, после — будто другой

Караван историйЗнаменитости

Юлия Косарева. Мой друг Лелик

Новость о разводе знаменитой актерской пары моментально облетела если не всю Москву, то театральную - точно. Удивительно, но первым Крыловой позвонил Ефремов. Спросил: "Люська, это правда, что вы разошлись с Табаковым?" Она подтвердила. "Значит, я на тебе женюсь!"

Записала Виктория Катаева

Фото: Global Look Press

В сентябре 1950 года я сама, по собственному желанию пришла в наш саратовский Дворец пионеров: читала стихи, танцевала, выступала на елках. В то время детская театральная студия при Дворце набирала ребят. Руководителем была Наталья Иосифовна Сухостав. Меня приняли. Если б не эта студия, неизвестно, как сложилась бы вся моя жизнь.

В первый же день вечером после занятий иду по коридору. Свет потушен. Вдруг из темноты выскакивают двое мальчишек и давай кричать, пугать. Такое случалось еще не раз. Но я их не боялась — увертывалась и убегала. А вскоре мы подружились. Одним был Олег Табаков — я его потом называла Лелик. Вторым — Славка Нефедов. Я тогда училась в седьмом классе, Олег — в восьмом.

Репетиции в студии обычно заканчивались поздно. Домой надо было ехать на трамвае, а он ходил очень редко. И Лелик со Славкой провожали меня. Моя мама угощала их чаем и своими фирменными пирогами с пасленом. Олег потом всю жизнь их вспоминал с восторгом.

Дружба с Табаковым продолжалась шестьдесят восемь лет. То есть три четверти жизни мы были друзьями. До самой его кончины. Я выросла с этим человеком. Спустя годы в компаниях Табаков любил вспоминать о том, как тискал меня и пугал в седьмом классе. «Тискать» — его слово. В последний раз на юбилее «Табакерки» во время банкета при мне рассказывал об этом Андрею Вознесенскому.

Еще веселее было на моем пятидесятипятилетии. Лелик, произнося тост, спросил:

— Юлька, а ведь жалеешь, наверное, что замуж за меня не вышла?

— Конечно! Это огромная потеря.

Некоторые гости, не посвященные в наши взаимоотношения, приняли этот шутливый диалог всерьез. Потом интересовались: почему же все-таки я за него не вышла? В этом весь Олег. Он не только обладал великолепным чувством юмора, но и был выдающимся артистом, оттого все, что говорил, воспринималось в разы интереснее. И мне приходилось объяснять, что замуж за Лелика я никогда не собиралась — да он и не предлагал. Наши отношения можно назвать дружбой очень любящих друг друга родственников.

Олег окончил в Саратове школу, отправился в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ. Я тоже хотела стать артисткой. Когда Табаков приехал на зимние каникулы и пришел к нам в гости, начал рассказывать о своей учебе и стал уговаривать маму тоже отпустить меня в столицу. Она очень любила Лелика, выделяла его из всех моих друзей — и мальчишек, и девчонок. Табаков обладал удивительным красноречием, мог убедить любого. И конечно, он ее уговорил. Поклялся, что глаз с меня не спустит: «Обещаю вам, с Юлькой ничего не случится, я буду все время рядом!» И свое обещание выполнил.

Сдав последний школьный экзамен, даже не пойдя на выпускной, я уехала поступать. Остановилась у папиного брата. Его семья жила в Нагатино. Сейчас это один из районов столицы, а тогда — у черта на задворках, от метро «Автозаводская» еще пилить и пилить на автобусе. Но для Лелика не существовало трудностей. Каждый день из своего общежития на Трифоновской, рядом с Рижским вокзалом, он приезжал ко мне. Мы готовили отрывки для поступления. Волновалась я жутко. И Лелик опекал меня до такой степени, что даже водил за руку на консультации. Мало того — старался развлечь. Ходили в кафе, в кино. Благодаря ему я узнала об удивительном скульпторе Степане Эрьзе, чьи работы в 1954 году выставлялись впервые: до этого его творчество было почти неизвестно.

В Саратове у меня осталась первая любовь — Миша, друг Олега. Он тоже собирался в Москву. Обещал, что явится следом за мной через неделю-другую. Но не приехал. Я успешно прошла два тура в ГИТИСе. Последний — третий — был уже в августе. И я отправилась домой. Счастливая, что пока все складывается удачно. Тем же вечером зашел Миша. Сообщил, что в столицу его не отпустили родители, и узнав о моих успехах, изрек, что мы должны расстаться, — у меня начинается новая жизнь в столице, он не хочет мешать. И удалился. Я — в слезы. Очень больно было.

И кто же меня спас? Конечно Лелик! Помогал готовиться к третьему туру. Зная о моих переживаниях, опекал по-прежнему, как и в Москве. Скорее всего, боялся, как бы я не осталась ради Миши в Саратове. Мы ходили в кино, ездили на Волгу — разводили костры, купались, а Табаков, который плавать не умел, загорал. В итоге сильно обгорел на солнце.

Лелик был старше на год. И когда я вслед за ним уехала в Москву поступать в театральный, очень меня опекал. Фото: из архива Ю. Косаревой

Вечером позвал прогуляться. Я иду впереди, Лелик тащится сзади — в подвернутых брюках, с обгорелыми ногами, с которых уже начала слезать кожа. Одну ногу подволакивает, стонет на всю улицу, слезы градом: «Я же тебя люблю, что ж меня бросаешь?!» Прохожие останавливались и меня стыдили. Особенно женщины. Ругали за то, что бросаю инвалида. Никто не сомневался, что парень на самом деле нездоров. Я и убегала от него, и уговаривала не паясничать, а он все не унимался: «Люди добрые, она меня, бедного, бросила!» Наконец смилостивился, прекратил придуриваться. Хохотали вместе. Я так была ему признательна за то, что находился рядом в это трудное время, без конца тормошил. Благодаря ему мне удалось выползти из своих сердечных страданий.

В августе я уехала в Москву на третий тур. Олег остался в Саратове. Звонила маме с переговорного пункта — она бегала на почту, где был междугородный телефон. Домашних ни у кого из нас не было, и Табаков часто заглядывал к маме — узнать, как дела у Юльки. И вот я поступила. В тот же день получила телеграмму от Лелика: «Поздравляем! Радуемся! Любим!»

Когда началась учеба, жили на Трифоновке — и я, и Олег. Это были довоенные двухэтажные бараки, переоборудованные в общежития. Обитали там студенты ГИТИСа, Школы-студии МХАТ, консерватории и «Гнесинки» — в общем, практически вся творческая студенческая Москва. Условия — те еще. Крыша текла, стены тоже. В дождливую погоду деревянный пол впитывал воду и потом, когда по нему ходили, еще долго издавал чавкающие звуки. Однажды в нашей комнате на первом этаже завелись лягушки. И квакали, между прочим! Так вместе с ними и жили какое-то время. Тех домов теперь уже нет.

Я жила в первом корпусе, а Лелик — в шестом. Вечером идет с занятий мимо нашего барака — свистит. Потом кричит: «Юлька, ты здесь?!» Ну обещал же маме присматривать! Я была для Олега, наверное, как младшая сестра. Жаловался кое на кого, хвастался, немножко пижоня, что, мол, и та в него влюблена, и эта... Мои однокурсницы тоже не были исключением. Не могу сказать, чтобы он выделял кого-то из своих тогдашних воздыхательниц. Ему нравился сам факт: его любят. Прямо купался в этом всеобщем обожании.

Наша дружба продолжалась шестьдесят восемь лет. Я выросла с Табаковым: мы познакомились еще детьми в Саратове. Фото: из архива Ю. Косаревой

А вот парни Табакова недолюбливали. Не раз доводилось слышать недовольный шепот в адрес Олега. Не вправе утверждать, но подозреваю, что в них говорила зависть. Слишком уж быстрыми были его взлет и успех! Олега сделали кино и театр «Современник». А началось все с «Шумного дня», который поставил великий режиссер Анатолий Эфрос. Двадцатипятилетний Лелик играл десятиклассника. И как играл!!! Мне кажется, это самая его эмоциональная роль за всю жизнь. Школьник Олежка Савин не оставил равнодушными зрителей. Фильм вышел в 1960 году. И тогда же зажглась звезда артиста Олега Табакова.

Школу-студию МХАТ он окончил в 1957-м. «Современник» только зарождался. Все, кто принимал участие в его создании, работали в разных труппах, Олег — в Театре имени Станиславского. В «Современнике» репетировали по ночам. Размещался он в Школе-студии МХАТ. Выпустили спектакль «Вечно живые». Табаков был занят в небольшой роли.

Пока Лелик искал свое место под солнцем, я замуж выскочила за однокурсника. Выпускалась из ГИТИСа с двумя спектаклями: в «Фабричной девчонке» у меня была заглавная роль, а в «Талантах и поклонниках» играла мать Негиной. Табаков пришел на просмотр. Наконец дождалась от него похвалы. Сказал: «Видно, что с удовольствием играла, я люблю, когда с удовольствием. Чтобы человеку было радостно смотреть». Кстати, сам он, когда выпускался годом раньше, в Школе-студии МХАТ тоже играл в «Фабричной девчонке».

Табаков предложил мне показаться с отрывком из этого спектакля в «Современнике», и мы с мужем приехали. Но его, Ефремова и еще кого-то в тот день вызвали в комитет по культуре. Когда вернулись, Лелик сообщил, что их работу приостановили.

Олег сказал нам: «Подождите хотя бы три месяца, перебейтесь как-то, пока все не решится». Мы растерялись — окончили институт, семьсот восемьдесят рублей (у меня была Сталинская стипендия) уже не получаю. Ни в какие другие театры не показывались — ждали «Современник». На что жить? Через знакомого устроились в театр одного закрытого города и уехали из Москвы. Там получили квартиру. Через год приехали в столицу в отпуск, встретились с Олегом. Тот попросил моего мужа помочь перевезти вещи. Лелик снимал комнату, а теперь перебирался к невесте. Муж поехал. Когда вернулся, сообщил, что избранница Олега — Людмила Крылова, актриса, сыгравшая одну из трех главных ролей в «Сверстницах». Я очень обрадовалась: в фильме эта девушка мне понравилась больше всех — талантливая, красивая, маленькая, как куколка! На их свадьбу друзья Лелика притащили коробку из-под телевизора и предложили ему открыть. Табаков распаковывает, а из нее появляется Люся!

Женой Олега стала актриса Людмила Крылова, которую тогда всюду узнавали по двум фильмам — «Добровольцы» и «Сверстницы». Мне она очень нравилась, мы подружились. Фото: В. Будан/ТАСС

Крылову тогда повсюду узнавали по двум фильмам. В «Добровольцах» у Люси совсем небольшая роль. Но история ее героини, которая погибла, прыгая с парашютом, проходит через весь фильм: свою первую любовь вспоминает герой Петра Щербакова. Второй картиной, за которую ее полюбили, как я уже сказала, была вышедшая годом позже, в 1959-м, «Сверстницы».

И вот что я вам скажу: как бы Лелика ни любили женщины, но лишь одна его у себя в Москве прописала — Люся Крылова! Ее отец работал в крупнейшем издательстве «Правда». Получил на работе жилплощадь и отдал дочери. Можно смело говорить, что именно Людмила подарила столице нового москвича — Олега Табакова. До этого он мотался по съемным квартирам.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Екатерина Климова. Обыкновенное чудо Екатерина Климова. Обыкновенное чудо

Интервью с Екатериной Климовой

Караван историй
Ядерная ракетка Ядерная ракетка

Немецкий теннисист Cаша Зверев

GQ
Телесный низ Телесный низ

Чем бы вы ни занимались в жизни — вы продаете тело. Думаете, это не так?

GQ
Настоящие Рапунцели: взлет и падение длинноволосых сестер Сазерлэнд Настоящие Рапунцели: взлет и падение длинноволосых сестер Сазерлэнд

Во времена, когда не было кино, люди развлекались другими способами

Cosmopolitan
Фрэнсис Макдорманд. Нестандартная Фрэнсис Макдорманд. Нестандартная

Когда-то она говорила, что режиссеры выбирают ее не "за", а "вопреки"

Караван историй
Как заработать 30 000 долларов за неделю! Берут всех, но придется реально вкалывать! Как заработать 30 000 долларов за неделю! Берут всех, но придется реально вкалывать!

Знаешь, какая работа считается самой опасной в мире? Ловля королевского краба

Maxim
Библия глазами женщины. Фильм недели: «Мария Магдалина» Библия глазами женщины. Фильм недели: «Мария Магдалина»

Гарт Дэвис попытался заново осмыслить Евангелие

Forbes
Самые запоминающиеся образы с фестиваля Coachella Самые запоминающиеся образы с фестиваля Coachella

Главные тренды – круглые очки, обнаженный торс и гавайские рубашки

GQ
«Родители решают проблему таблетками» «Родители решают проблему таблетками»

О последствиях учебной перегрузки

Огонёк
Потерянное покорение: что на самом деле случилось с пропавшими кораблями «Эребус» и «Террор» Потерянное покорение: что на самом деле случилось с пропавшими кораблями «Эребус» и «Террор»

Экспедиция Франклина, самый крупный провал всех арктических исследований

Maxim
Больше никаких чипсов: в аэропортах Парижа откроют мишленовские рестораны Больше никаких чипсов: в аэропортах Парижа откроют мишленовские рестораны

Парижские Аэропорты создали концепцию 21 округа Парижа

Cosmopolitan
«Их надо обязательно вытаскивать» «Их надо обязательно вытаскивать»

Кто такие украинские политзэки и кого из них освободили

Русский репортер
Маркус Хинтерхойзер: музыка страсти Маркус Хинтерхойзер: музыка страсти

Одна из характерных примет нашего времени – оперный бум

СНОБ
Покажи своему цинику: фильмы, которые заставят поверить в вечную любовь Покажи своему цинику: фильмы, которые заставят поверить в вечную любовь

Можно сколько угодно спорить о том, что такое любовь

Cosmopolitan
Происхождение золота и грязи Происхождение золота и грязи

На вечный вопрос «откуда что берется» на этот раз ответили астрофизики и геологи

СНОБ
Визитка Визитка

Ксения Безуглова — девушка, оказавшаяся в инвалидной коляске, но не отчаявшаяся

SNC
Протанцевать семейный кризис Протанцевать семейный кризис

Понять друг друга можно не только с помощью слов. Есть и парный танец

Psychologies
Мгновения Максимилиана Волошина Мгновения Максимилиана Волошина

Максимилиан Волошин — титан Серебряного века

GEO
В космос из гаража В космос из гаража

Космические стартапы делают ставку на легкие ракеты и производство в регионах

РБК
Астрофизики впервые рассмотрели, как из чёрной дыры рождается джет Астрофизики впервые рассмотрели, как из чёрной дыры рождается джет

Визуализация образования струи плазмы в окрестности массивной чёрной дыры

Популярная механика
Расправьте плечи, чтобы изменить жизнь Расправьте плечи, чтобы изменить жизнь

Язык вашего тела формирует вашу личность

Psychologies
Исландия: медитация на Луне Исландия: медитация на Луне

Фантастические пейзажи Исландии пленяют с первого взгляда

Psychologies
Бронеэкзотика начала ХХ века Бронеэкзотика начала ХХ века

Конструкторы разрабатывали самые экзотические проекты бронемонстров

Популярная механика
Управляющая компания Управляющая компания

Ищем при­зна­ки гор­мо­наль­ных на­рушений

Glamour
Кризис среднего возраста: будут ли дорожать автомобили с пробегом Кризис среднего возраста: будут ли дорожать автомобили с пробегом

Исследование вторичного авторынка по результатам первого квартала текущего года

Forbes
Андрей Чадов: В театре ты зависишь от всего Андрей Чадов: В театре ты зависишь от всего

Интервью с Андреем Чадовым

Лиза
Быть женой миллиардера: правила жизни пианистки Элен Мерсье-Арно Быть женой миллиардера: правила жизни пианистки Элен Мерсье-Арно

Элен Мерсье-Арно — о приемах в тайм-менеджменте и знакомстве со своим мужем

Forbes
11 подозрительных признаков, что тебя хакнули 11 подозрительных признаков, что тебя хакнули

Как понять, что твой смартфон или компьютер стал жертвой взлома

Maxim
Если не сумка-пакет: как обыграть прозрачный тренд, избежав чудаковатости Если не сумка-пакет: как обыграть прозрачный тренд, избежав чудаковатости

Попробуйте выставить напоказ содержимое вашей сумки

Cosmopolitan
Позиционное преимущество Позиционное преимущество

Что женщины на самом деле думают о самых популярных сексуальных позах

Maxim
Открыть в приложении