Воспоминания Евгении Добровольской о том, как она стала актрисой

Караван историйЗнаменитости

Евгения Добровольская. Разбивая стереотипы

В театре говорили, что иногда какая-нибудь прима вызывает молодую актрису к себе в гримерку и отчитывает по полной программе. Не знаю, как бы я себя повела в такой ситуации. Мне ведь палец в рот не клади.

Записала Елена Ланкина

На Евгении: топ Marina Rinaldi, юбка Isola Marras, куртка Violeta By Mango. Фото: Филипп Гончаров. Стиль: Светлана Румянцева. Визаж и прическа: Марина Ладычук. Продюсер: Светлана Шелестова

Об этих женщинах можно рассказывать бесконечно. Каждая из них достойна отдельной книги. Может быть, когда-нибудь я «дозрею» до полновесных мемуаров. Журнальный формат не позволяет быть многословной, поэтому — обо всех понемногу...

Людмила Касаткина

В ГИТИСе я училась на курсе Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова. Как в то время воспитывали девочек в театральных вузах? Актриса должна положить свою жизнь на алтарь искусства, у нее не может быть семьи, детей. И кино ей ни к чему, на первом месте — театр. Людмила Ивановна тоже не разрешала студенткам сни-маться.

Мой дебютный фильм «Клетка для канареек» вышел на экраны, когда училась на первом курсе. Что ей очень не понравилось. Но я не хотела и не могла отказаться от кино — это был единственный способ заработать какие-то деньги — и снималась тайком.

За непослушание меня каждый год выгоняли с курса, потому что кто-нибудь обязательно доносил, что Добровольская снимается, или в прокате появлялся новый фильм. За четыре года учебы их у меня вышло еще четыре — «Пока не выпал снег», «Контракт века», «В одну-единственную жизнь» и «Моонзунд». И я каждый раз писала покаянные письма Людмиле Ивановне: «Простите, больше не буду! Позвольте мне учиться!» Это было ужасно.

Фото: О. Иванов/РИА Новости/Сцена из спектакля «Без вины виноватые»

У Касаткиной нельзя было не только сниматься, но и рожать. Я делала и то и другое, и она за это меня гнобила. На четвертом курсе должна была играть главную роль в дипломном спектакле, но как только забеременела, Людмила Ивановна ее отняла. Причем достаточно жестоким образом. Дело происходило у нее дома. Никогда не забуду, как стояла в прихожей с огромным животом — дальше не пустили и даже не предложили сесть — и униженно молила:

— Пожалуйста, не забирайте у меня роль! Через два месяца, как только рожу, буду готова работать!

— Нет, ты теперь не будешь артисткой, ты будешь мамой! — отчеканила она, и это прозвучало как смертный приговор.

Новорожденный сын Степа был сразу переброшен на бабушку, а я сидела в институте и ждала, когда разрешат выйти на сцену. Это была какая-то чудовищная экзекуция и для меня, и для моего ребенка.

Не выдержав, попросилась в массовку. Людмила Ивановна милостиво допустила, и я играла так, что зрители спрашивали: «А кто эта девочка в зеленых штанах?» Наконец педагог кафедры мастерства актера Владимир Наумович Левертов уговорил Касаткину, чтобы мне вернули главную роль. Я все-таки сыграла несколько спектаклей. А когда окончила институт, радостно выдохнула: теперь больше никто не будет издеваться.

Прошли годы, я уже давно работала во МХАТе, и однажды позвонили из Дома актера:

— У Людмилы Ивановны юбилей, а вы ее студентка, единственная...

— Единственная известная? — перебила я. — Нет, не смогу участвовать. И думаю, Людмила Ивановна поймет почему...

Татьяна Доронина

По окончании института я была принята во МХАТ имени Горького. Это был первый сезон после разделения театра на «мужской» и «женский», как тогда шутили. Часть труппы осталась с Татьяной Дорониной в новом здании на Тверском бульваре, а часть ушла с Ефремовым в историческое, в проезде Художественного театра (Камергерский переулок). Причем у Дорониной оказались далеко не худшие артисты. Например Анастасия Павловна Георгиевская, Михаил Николаевич Зимин, Михаил Андреевич Лобанов и Всеволод Осипович Абдулов, с которыми мне посчастливилось работать.

Татьяной Васильевной я восхищалась. Она не просто талантливый, но и невероятно работоспособный человек. Может трудиться круглосуточно, играть семь раз в неделю и следить за театром, за репертуаром.

К сожалению, Доронина меня не видела как худрук и совершенно не понимала, что я должна играть. У меня не было определенного амплуа. То ли травести, то ли инженю, то ли вообще социальная героиня — непонятно. Конечно, хотелось играть героинь — Ирину в «Трех сестрах», Валентину в пьесе «Валентин и Валентина». А давали мальчика со скрипкой или очкарика, в лучшем случае — Митиль в «Синей птице».

Фото: Unionwest Archive/Vostock Photo

Во МХАТе имени Горького было принято, чтобы актрисы одевались строго и женственно, в старых традициях. Я ходила в джинсах, растянутых свитерах и кедах. Не потому что бунтовала против классических устоев — просто была нищей. Татьяне Васильевне не нравился мой стиль. Однажды спросила:

— Почему ты ходишь в таком виде?

— Другого нет ничего. И денег нет.

У нас, как во многих организациях в то время, периодически проходили так называемые распродажи, на которых продавали дефицит, и однажды Доронина купила мне туфли и юбку. После чего я стала переодеваться, приходя в театр.

Как-то в очередной раз взгрустнулось — все плохо, карьера не складывается, и вдруг промелькнула мысль: «А почему, собственно, ропщу? Могла ли я вообще подумать, учась в ГИТИСе, что буду выходить на сцену МХАТа?! Мне безумно повезло, а я еще недовольна!» Обычно никто из выпускников ГИТИСа не попадал во МХАТ. У театра есть школа, они брали только своих. И я решила для себя, что стану даже в массовке играть каждый спектакль так, будто в зале сидит Никита Михалков. Чтобы он сказал: «Это она! Именно такую актрису я искал!»

Сработало. Меня заметили. Зрители специально приходили на спектакль «Валентин и Валентина», чтобы увидеть мой эпизод. Со временем из массовки перевели на роль со словами. Потом на одну из главных ролей. Но через год я поняла, что это потолок. Расти больше некуда.

Между МХАТоми МХАТом

На мое счастье, Олег Павлович Табаков в то время играл во МХАТе имени Горького спектакль «Скамейка» с Татьяной Васильевной. И я однажды подошла и попросила: «Возьмите меня к себе». Он взял. Никаких специальных показов не потребовалось. Олег Павлович преподавал в ГИТИСе, знал меня с первого курса и смотрел все мои спектакли. Я в свою очередь была знакома со всем его курсом, окончившим институт на год раньше.

В «Табакерке» сразу появились роли, но там работали Шура Табакова (дочь Олега Павловича), Дуся Германова, Марина Зудина и другие прекрасные актрисы. Конкуренция среди женской части труппы возникла высокая, и трудно было рассчитывать, что я смогу много играть. Играть хотелось, а воевать не хотелось совершенно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Геннадий Карюк. Конец прекрасной эпохи Геннадий Карюк. Конец прекрасной эпохи

Кинооператор Геннадий Карюк вспоминает Киру Муратову и Станислава Говорухина

Караван историй
Разыграть по правилам Разыграть по правилам

Интерьер в стиле contemporary для семьи с двумя маленькими детьми

SALON-Interior
Руни Мара. Девушка с секретом Руни Мара. Девушка с секретом

Руни Маре свойственны неспособность лгать, жесткость и одновременно ранимость

Караван историй
Кое-что о природе авторитаризма: почему у людей так легко сгибаются колени и есть ли в этом какая-нибудь польза Кое-что о природе авторитаризма: почему у людей так легко сгибаются колени и есть ли в этом какая-нибудь польза

Авторитаризм — примерно то, что происходит сейчас в России

Maxim
Светлана Феодулова. Чужая родня Светлана Феодулова. Чужая родня

Семейная жизнь Светланы Феодуловой превратилась в сплошной кошмар

Караван историй
«Никогда не оглядываюсь назад» «Никогда не оглядываюсь назад»

Интервью с Татьяной Лютаевой

OK!
Битва герцогинь Битва герцогинь

Меган Маркл добилась того, что в «великолепной четверке» наметился разлад

Караван историй
Porsche Mission E Cross Turismo Porsche Mission E Cross Turismo

Porsche Mission E Cross Turismo опережает время

Quattroruote
Учиться, учиться и ещё... Учиться, учиться и ещё...

Груминг-драма «Учитель» — сериал от FX о страсти и зависимости

ЖАРА Magazine
Перфекционизм мешает наслаждаться сексом Перфекционизм мешает наслаждаться сексом

Беспокойство — главный враг возбуждения, особенно у женщин

Psychologies
Дома без папы Дома без папы

Дарья Мельникова самоизолировалась на страницах MAXIM без масок и одежды

Maxim
Второй триместр беременности: рекомендации и советы Второй триместр беременности: рекомендации и советы

Второй триместр беременности является спокойным временем для беременной женщины

9 месяцев
Одинокая девушка-браузер: после этого ты точно откроешь Internet Explorer Одинокая девушка-браузер: после этого ты точно откроешь Internet Explorer

Комиксы про девушку в образе Internet Explorer

Playboy
Как заработать на отдыхе Как заработать на отдыхе

Проведение летних месяцев в душном офисе противоречит природе человека

Maxim
Marvel’s Spider-Man и другие главные игровые новинки месяца Marvel’s Spider-Man и другие главные игровые новинки месяца

Попробуй сам! Игровые новинки сентября

Maxim
Два гастрита Два гастрита

В чём причины гастрита и как его лечит тибетская медицина

Yoga Journal
Новый тренер Virtus.pro, комментатор Габен и бесконечные драки. The International продолжает удивлять Новый тренер Virtus.pro, комментатор Габен и бесконечные драки. The International продолжает удивлять

Пока все матчи в плей-офф The International заканчиваются с сухим счётом

Maxim
Он, она и километры: 7 главных правил отношений на расстоянии Он, она и километры: 7 главных правил отношений на расстоянии

Как поддерживать отношения на расстоянии

Playboy
Из отпуска с подарком: паразитический червь обживает Средиземноморье Из отпуска с подарком: паразитический червь обживает Средиземноморье

Биологи разгадали тайну происхождения паразита, появившегося в Южной Европе

Forbes
Дивный новый мир. Зачем нужны большие данные о здоровье пациентов Дивный новый мир. Зачем нужны большие данные о здоровье пациентов

Возможности применения больших данных в здравоохранении огромны

Forbes
Соль фа. Что такое фашизм и почему он не нужен ни в каком виде Соль фа. Что такое фашизм и почему он не нужен ни в каком виде

Что представляет собой фашизм с философской и идеологической точки зрения

Maxim
Воздушно-капельным путем Воздушно-капельным путем

Эффективна ли гомеопатия и натуропатия?

Добрые советы
Голова профессора Витгенштейна: история величайшего философа XX века Голова профессора Витгенштейна: история величайшего философа XX века

Человечеству Людвиг Витгенштейн запомнился как величайший философ XX века

Maxim
С чем носить казаки этой осенью: 3 крутых идеи на любой случай С чем носить казаки этой осенью: 3 крутых идеи на любой случай

Казаки уже сейчас можно смело окрестить главной обувью этой осени

Cosmopolitan
4 совета, как вернуть бывшего 4 совета, как вернуть бывшего

С какими-то упущениями можно мириться, но есть то, что мы в состоянии изменить

Psychologies
Голливуд на Волге Голливуд на Волге

В Нижнем Новгороде прошел II фестиваль нового российского кино «ГОРЬКИЙ fest»

OK!
Операция Х: первый танковый бой в истории РККА — Т-26 против итальянских огнеметных танкеток Операция Х: первый танковый бой в истории РККА — Т-26 против итальянских огнеметных танкеток

Все пошло не так с самого начала, да тут еще марокканцы на верблюдах

Maxim
Великие и смешные: 9 неожиданных снимков знаменитостей (с историями) Великие и смешные: 9 неожиданных снимков знаменитостей (с историями)

Снимки, на которых выдающиеся люди пойманы в не­­­ти­пичной обстановке

Maxim
Faces&Laces 2018: как прошла выставка в этом году Faces&Laces 2018: как прошла выставка в этом году

В Парке Горького прошел двенадцатый интерактивный выставочный проект Faces&Laces

Cosmopolitan
8 вещей, которые, оказывается, тоже можно мыть в посудомоечной машине! 8 вещей, которые, оказывается, тоже можно мыть в посудомоечной машине!

8 вещей, которые легко можно помыть в посудомоечной машине

Maxim
Открыть в приложении