Дворец для мадам Мишель
Русский музей всегда полон посетителей. Но когда экскурсанты покидают залы и наступает тишина, высокие зеркала в простенках между окнами вспоминают тонкие черты белокурой женщины, на парадной лестнице вновь слышатся ее легкие шаги, а в анфиладе комнат — мелодичный голос...
Русский музей занимает одно из красивейших зданий Петербурга — Михайловский дворец, хозяйкой которого почти полвека была великая княгиня Елена Павловна, жена младшего сына Павла I Михаила. В собрании сохранилось немало ее изображений — изысканная красота и обаяние побуждали многих живописцев запечатлеть ее образ.
Карл Брюллов написал парадный портрет княгини с дочерью Марией. Художник Шмид создал изящную литографию — конные портреты великой княгини Елены Павловны и великого князя Михаила Павловича. Придворный живописец Владимир Гау, с полотен которого смотрит целая эпоха, запечатлел красавицу на камерной акварели, некогда стоявшей на столе в кабинете великого князя. Еще один портрет жены Михаил Павлович заказал у французского художника Жозефа-Дезире Кура. Тот приехал в Россию в 1840 году и получив работу у Монферрана, расписывал купол Исаакиевского собора.
Француз изобразил великую княгиню сидящей на банкетке с книгой в руках в платье с золотистыми кружевами и небрежно сброшенной горностаевой накидкой. Изящная поза вполоборота — ее словно окликнули, точеные плечи и руки, нежный овал лица, насмешливый взгляд — все является воплощением женственности. Судьба портрета оказалась неудачной — на десятилетия он был сослан на чердак в музейные фонды, но в наши дни вернулся на парадный этаж и утонченная красавица вновь заняла в Михайловском дворце подобающее ей место.
...Принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская появилась на свет в Штутгарте двадцать восьмого декабря 1806 года. Получила классическое домашнее образование, затем была отправлена с сестрой Паулиной в Париж к отцу — принцу Паулю, который поместил дочек в пансион мадам Геруль.
Большое влияние на девочку оказало знакомство с натуралистом Жоржем Кювье, директором парижского Ботанического сада. Рассказы ученого о различных явлениях природы зародили в любознательной девочке интерес к наукам. Принц Пауль посещал с дочерьми и парижский салон Кювье, завсегдатаями которого были физик Андре Ампер, путешественник Александр фон Гумбольдт, писатель Фредерик Стендаль, художник Эжен Делакруа.
Кювье мечтал видеть Лотти своей ученицей, но судьба уготовила ей иной путь. Скромной принцессе крошечного немецкого княжества несказанно повезло — на бедную родственницу обратила внимание вдовствующая российская императрица Мария Федоровна, подыскивающая невесту для младшего сына.
Друживший с братом великий князь Николай, будучи в Европе, специально заехал в Штутгарт, чтобы увидеть Шарлотту, и написал Михаилу о ее ангельском личике, белокурых локонах и умении одеваться, а также о том, что она весьма умна, скромна и чувствительна, словом — «очаровательная маленькая француженка». «Насколько я тебя знаю, она верно тебе понравится», — резюмировал Николай.
Вскоре в Штутгарт отправился и сам Михаил. Нежными чувствами к невесте не воспылал, но нашел ее «очень милой». Последовало официальное предложение. «Льщу себя надеждой, — писал Михаил отцу Шарлотты, — что Вы не откажете объявить мое счастье. Я всецело вижу его в заботах о счастье принцессы, считая их уже своим долгом, и с сердцем, переполненным ею, заранее посвящая ей всю мою жизнь».
Из Вюртемберга последовало немедленное согласие. Принцесса засела за словари и учебники и самостоятельно принялась осваивать русский язык. Через год уже сносно читала, писала и говорила на нем.
Но случилось непредвиденное... В разгар сватовства Михаил безумно влюбился в одну из фрейлин матери — веселую, шаловливую княжну Прасковью Хилкову — и горел желанием сочетаться с ней браком. Ученая немецкая принцесса стала ему совсем неинтересна. Однако в августейшей семье все решала матушка, и она потребовала, чтобы сын забыл Хилкову. Михаилу ничего не оставалось, как подчиниться ее воле.
Осенью 1823 года вюртембергская принцесса приехала в Россию. Появление юной красавицы произвело настоящий фурор. При встрече на границе казаки приветствовали ее громогласным «Ура!». «Спасибо, ребята», — по-русски отвечала гостья. Присутствующий при этом князь Оболенский-Нелединский сообщал дочери: «...Нареченная невеста Великого князя... прибыла в Гатчину. Всех без изъятия она пленила! Представь себе девицу шестнадцати лет, к которой через полтора часа по выходе из кареты подводят одного за другим человек двести, с которыми она... молвит по приличности каждого... Карамзину заметила, что читала его «Историю Государства Российского» в подлиннике, с Шишковым говорила о славянском языке, с генералами — о походах».
Россия очаровала юную принцессу. Пышный петербургский двор резко отличался от ее игрушечного королевства великолепием архитектуры, роскошью мундиров и балов. Сильный характер принцессы помог преодолеть пропасть между Вюртембергом и Петербургом, а любезность и предупредительность — завоевать сердца придворных и членов императорской семьи. Но завоевать сердце будущего супруга ей так и не удалось. Избранница ему решительно не нравилась, он с ней почти не говорил, избегал оставаться наедине.
Шарлотта не могла этого не видеть. И однажды не выдержала и заявила, что не хочет выходить замуж. «Отправьте меня вон из России, — попросила она. — Я вижу, что не нравлюсь, поведение жениха это доказывает». Однако положение обязывало, и приняв православие под именем Елены Павловны, принцесса обручилась с великим князем.
Ранним утром восьмого февраля 1824 года пушечные выстрелы на Петропавловской крепости возвестили о бракосочетании Елены и Михаила. Из-за болезни императора Александра I церемония была скромной. После свадьбы молодая чета поселилась в Зимнем, ожидая окончания отделки собственной резиденции — Михайловского дворца.
Павел I, заботясь о младшем сыне, не имевшем видов на трон, отдал распоряжение ежегодно «откладывать» из казны четыреста тысяч рублей, чтобы Мишель, «достигнув совершеннолетия, по крайней мере, мог жить по-царски». Набралась приличная сумма в девять миллионов рублей, позволившая архитектору Карлу Росси построить роскошную резиденцию с обширным садом.
Изначально хотели использовать участок с домом графа Чернышева — впоследствии на этом месте появился Мариинский театр. Однако Александру I не понравилась сама идея перестройки здания: как-то это не по-царски. Тогда вспомнили про пустырь в центре Петербурга, на котором находился Третий Летний сад. Росси получил в свое распоряжение огромное пространство, где спроектировал новый городской ансамбль: грандиозный дворец с двумя боковыми флигелями, площадь перед ним и две улицы — Инженерную и Михайловскую, соединившую дворец с Невским проспектом.
К 1822 году завершились строительные работы. Когда приступили к отделке, управляющий Кабинетом граф Гурьев неожиданно потребовал от архитектора оформить интерьеры дворца скромнее, чем в Аничковом, где проживал с семьей великий князь Николай. Приближенные начали догадываться, что именно его Александр I готовит себе в преемники и будет странно, если убранство покоев младшего брата окажется богаче дворца будущего императора.
Росси ответил отказом, напомнив, что государь самолично утверждал эскизы интерьеров. Отделка дворца — мебель, камины, люстры, канделябры, лепные украшения, резьба на дверях и консолях — была выполнена с исключительным великолепием. Обивка мебели, обои и ковры выписывались из Парижа от Картье или заказывались лучшим русским производителям — царскосельской мануфактуре, фабрикам князя Юсупова, Доннера и Гущина. Изделия из чугуна — решетку, выходящую на Мойку, парадную лестницу, львов и маленький мостик в саду изготовили на Литейном заводе в Петербурге у мастера Баумана.