Интервью с заслуженным артистом Алексеем Шевченковым

Караван историйЗнаменитости

Алексей Шевченков: "Свою лучшую роль я еще не сыграл"

Проснулся... в бочке. Вылез весь в грязи и ржавчине, побрел по улице. Встречные шарахались. Когда спросил у прохожего где ближайшее метро, тот брезгливо отвернулся, как от бомжа. Интересно, если бы этому человеку тогда сказали, что перед ним будущий заслуженный артист, он бы поверил?

Беседовала Елена Ланкина

Фото: С. Иванов/Photoxpress.ru/11-й открытый российский фестиваль кино и театра «Амурская осень»

ечта об актерской профессии появилась у меня лет в пять или шесть, во многом благодаря советскому кино. Посмотрев по телевизору какую-нибудь захватывающую картину, я бежал к зеркалу и пытался сыграть самые яркие эпизоды.

В школе знали, что хочу стать артистом. Учительница начальных классов этим воспользовалась. Как-то сказала: «Леша, тебе надо подтянуть математику. С такими знаниями не поступишь в театральный институт». Во втором классе я, конечно, понятия не имел, какие предметы туда сдают, поверил ей на слово и налег на цифры. Но рвения хватило ненадолго. Точные науки — не мой конек. В общем, с мечтой пришлось распрощаться — учительница ведь сказала, что в артисты меня не возьмут!

Через пару лет придумал замену — решил стать каскадером. В то время лицедейство у меня ассоциировалось исключительно с кино, потому что в театре я никогда не был. Родился и вырос в Черняховске, маленьком городке в Калининградской области. За его пределы практически не выезжал.

Профессия каскадера казалась сродни актерской. Непонятно было только, где ей учат. С этим вопросом обратился в «Пионерскую правду» — не особенно надеясь на ответ. Но он пришел, да еще на красивом бланке с логотипом газеты, что стало огромным событием не только для меня, но и для всего класса и даже всей школы. Хотя по существу это была обыкновенная отписка: прилежно учись, будь хорошим мальчиком — и поступишь в любой вуз. Перед советским человеком все дороги открыты!

Когда и этот план потерпел неудачу, я все силы переключил на футбол. Занимался с девяти лет, причем достаточно успешно. В четырнадцать даже взяли в футбольную школу «Союз» в Москву. Пробыл я там недолго — через месяц не выдержал и вернулся домой. Слишком одиноко и тоскливо было в чужом городе, да и небезопасно. В столице тогда воевали молодежные группировки — любера, металлисты, другие полукриминальные элементы. Возвращаясь из «Лужников» с тренировки, мы с ребятами постоянно оглядывались, чтобы не нарваться на какую-нибудь шпану. Иногда пробирались к метро дворами. Как-то отправились на рынок продавать куртку и остались ни с чем — у нас ее отобрали.

Однажды шел по улице от метро «Новогиреево». В небе пылал закат. Вид был потрясающий, но меня неожиданно пронзила мысль: «Если сейчас что-нибудь случится, меня никто не найдет! Сгину в этом городе». Стало так страшно! Наверное, я просто был еще ребенком, поэтому чувствовал себя песчинкой в огромном мегаполисе...

Вернувшись в Черняховск, продолжил заниматься футболом. В семнадцать уже играл за калининградский клуб «Прогресс» и чуть не попал в одну из польских команд. Поляки выискивали у нас перспективных молодых игроков с целью их дальнейшей перепродажи в европейские клубы. И меня хотели купить, но сделка не состоялась. Я обиделся, разругался с руководством клуба и ушел из команды.

Именно в этот переломный момент, когда не знал, что делать дальше, в кармане каким-то волшебным образом нашлась бумажка с телефоном ЛГИТМиКа. Ее чуть ли не год назад всучила мне одноклассница Лариса, собиравшаяся в этот вуз: «Ты ведь когда-то хотел поступать в театральный? Вдруг пригодится!»

Машинально взяв бумажку, я тут же о ней позабыл. А когда неожиданно нашел, решил, что это знак: «Поеду в Питер!» Лариса, кстати, штурмовать ЛГИТМиК не рискнула.

Уже не помню, сколько летом 1992 года стоил билет на поезд Калининград — Санкт-Петербург, но для нашей семьи это были сумасшедшие деньги. И мама с отчимом их наскребли. Понимали, что мальчишке нужно дать шанс вырваться из провинции.

Семья у меня была самой обыкновенной. Отец и отчим — из рабочих. Мама — вообще от сохи, из деревни в Пензенской области. На момент знакомства с отцом у нее уже была дочка от первого брака — моя старшая сестра Лена.

У родителей жизнь не сложилась. Отец пил и распускал руки, маме доставалось даже во время беременности. Она всерьез опасалась, что ребенок родится больным. Какое-то время терпела выходки мужа, пыталась на него повлиять, а потом не выдержала. Ушла в никуда, когда мне было шесть месяцев. Кем только ни работала, чтобы прокормить двоих детей. Помочь-то было некому — родные жили далеко. Свекровь первое время была настроена против невестки. Потом, когда страсти постепенно улеглись, стала брать меня к себе. Ее дом стоял на окраине города, у самого леса. Мне там очень нравилось. Полдома занимали бабушка с мужем, полдома — мой отец. Мы с ним общались, но настоящей близости, искренних родственных чувств не было. Хотя должен сказать, что меня он никогда не обижал.

Ребята у нас подобрались яркие, талантливые. Самым старшим был Андрей Федорцов... Фото: Persona Stars

— Вы похожи на отца?

— Думаю, от него у меня внутренняя природа. Он был очень одаренным и творческим человеком, и это, видимо, передалось. Да и внешне мы похожи.

Отец работал в депо, но был невероятно артистичным, хорошо рисовал, писал стихи. Наверное поэтому нравился женщинам, которых у него было много. На мою матушку, правда, поэтические чары отца не действовали. «Писал мне какие-то стишки, — рассказывала она. — Хорошие или нет, не скажу. Я в них не очень понимаю». Мама — женщина простая, не какая-нибудь романтическая особа.

Возможно, в другое время и при других исходных данных отец мог бы стать артистом. Но он был из маленького городка, из очень простой семьи и далеко не красавец. А в советское время к актерам предъявляли другие требования в плане внешности, нежели сейчас. Думаю, невозможность реализовать себя, свои стремления и мечты и привела его к злоупотреблению алкоголем. Так он пытался справиться с разочарованием и тоской, заполнить душевную пустоту.

Я не пытаюсь оправдать отца. Некоторые его поступки все равно оправдать невозможно. Для меня стало шоком, когда мама рассказала, как он с ней обращался. В то время я был уже взрослым. В сердцах даже изменил фамилию — с Шевченко на Шевченков, — чтобы дистанцироваться от отца. Со временем отношение к нему изменилось, особенно когда он тяжело заболел и стал нуждаться в поддержке.

Алкоголь превращает в животное даже самого прекрасного от природы человека. Он отца и погубил.

— Мама нашла свое счастье?

— Мне было лет десять, когда появился отчим. Они с мамой вместе уже больше тридцати лет, хотя отношения у них своеобразные. Мама человек непростой — слишком долго тянула все сама и привыкла командовать. Отчиму с ней нелегко. Он настоящий мужик, самостоятельный, рукастый. Выпивает, не без этого, но в меру и никогда не впадает в агрессию. Сколько бы ни принял накануне, в семь утра уже на ногах, что-то делает по хозяйству. Они с мамой живут в моем загородном доме под Тарусой. Хотел взять к себе и сестру, но она предпочла остаться в Черняховске.

— По футболу потом не скучали?

— Скучал. И не очень верил, что затея с театральным не закончится пшиком.

В дорогу мама дала мне куриную ножку, лук и хлеб. Поезд приходил в Питер ранним вечером, а прослушивание в институте начиналось в двенадцать дня. Денег на гостиницу, как и на еду, не было, знакомых в городе — тоже, поэтому ночевал я на вокзале. Есть хотел ужасно, но терпел, чтобы растянуть свои скудные харчи. Ближе к ночи не выдержал, достал курицу — и тут подошел мужик бомжеватого вида:

— Хочешь подработать?

— А что нужно делать?

— Вагон разгрузить.

— Да можно...

— Тогда сейчас найду еще двоих ребят и вернусь за тобой. Что это у тебя? — схватил куриную ножку и убежал. Я даже ахнуть не успел.

Пришлось довольствоваться хлебом с луком. Обратно этот проходимец, конечно, не вернулся. На скамейке в зале ожидания я не выспался и утром безумно хотел спать и есть.

Прослушивание проводила какая-то женщина — как выяснилось впоследствии, Ариадна Николаевна Кузнецова, она преподавала у нас на курсе. Я прочитал ей отрывок из рассказа Федора Абрамова — романтично-печальный монолог про лошадей. Для пущей убедительности, дабы быть похожим на деревенского мужика, сунул в зубы беломорину. От недосыпа слезились глаза. Когда по щеке покатилась слеза, я обрадовался: «Как удачно получилось!» И тут услышал от экзаменаторши: «Хватит сопли разводить. Повеселее что-нибудь есть?» Я опешил. В моем представлении театр был искусством серьезным, замешанным на трагедийности. А она заявила: «С таким материалом вы вряд ли пройдете. Попробуйте взять что-нибудь другое». Но пропустила на экзамены.

На первом туре вместо строгой дамы я увидел какого-то мужчину. Оказалось, курс набирал Дмитрий Астрахан. Ему я читал отрывок уже «повеселее» — из «Василия Теркина». И прошел на второй тур, а потом и на третий.

...самой младшей — Аня Банщикова. С мастером нашего курса Дмитрием Астраханом. Фото: Persona Stars/Премьера фильма «Любовь без правил». кинотеатр «Иллюзион». Москва

Во время экзаменов иногородние абитуриенты жили в институтской общаге, девушки — в актовом зале, а юноши — в спортивном. Жизнь там не замирала ни на минуту. Представьте — одни ребята спят на раскладушках, другие играют в баскетбол, третьи репетируют, и все это одновременно. Спали мы часа по два, но энергия била ключом. Вспоминаю это время с огромным теплом.

Последним испытанием стало сочинение, которое было достаточно написать на троечку. Все остальное я сдал, меня уже практически приняли в институт. Думал, что с сочинением проблем не будет, уж в нем-то я блесну своим красноречием и оригинальностью мышления. Но неожиданно получил двойку.

Стою в полном шоке в коридоре, и тут подбегают какие-то девчата:

— Срочно пишите заявление, что вы в этот день болели!

— Я же не болел...

— Делайте, что говорят, и пересдадите сочинение с кукольниками.

Кукольники на меня потом смотрели как на врага народа: «Наверняка блатной! На турах мы его не видели».

На пересдаче среди преподавателей литературы я, к своему удивлению, обнаружил Астрахана. Тут появился легендарный Юрий Николаевич Чирва, завкафедрой русской литературы и искусства:

— Дмитрий Хананович, а вы что здесь делаете?

— Да вот собираюсь снимать кино про абитуриентов. Хочу понаблюдать, как они ведут себя на экзаменах.

Чирва, конечно, все понял. Посмотрел на меня, на Астрахана и откланялся:

— Не буду вам мешать!

Меня сразу окружили заботой, я получил свою тройку и все-таки поступил.

— Учиться было легко?

— Мне нравилось, а когда нравится, все легко. Конечно, были определенные сложности. Мы расходились с Астраханом в понимании некоторых вещей и профессии как таковой. Это нормально, не плохо и не хорошо. Хотя с другим педагогом — Ильей Михайловичем Макаровым — были ближе по многим параметрам. Не хочу никого сравнивать или обижать, Дмитрию Ханановичу безумно благодарен. Если бы не он, я бы вообще не попал в институт.

Ребята у нас подобрались яркие, талантливые. Самыми старшими были Андрей Федорцов и Геннадий Свирь, самой младшей — Аня Банщикова. А безусловной звездой курса — Марк Горонок. Астрахан считал его гением. Марк был обаятельным, легким. Правда иногда заигрывался и рассказывал о себе невероятные истории — как якобы воевал в спецназе в Закавказье, сидел в зиндане.

Горонок часто вызывал у меня недоумение: ну почему ему достаются лучшие роли? А Гена Свирь — искреннее восхищение и даже белую зависть. Я его очень уважал и ценил. Гена обладал редкой индивидуальностью. Внешне — типичный герой, красивый, мужественный, такой Джордж Клуни, и при этом замечательный характерный артист. За время учебы многие из нас снялись в картинах мастера «Ты у меня одна» и «Все будет хорошо». Они были очень популярны во второй половине девяностых — начале нулевых. В фильме «Все будет хорошо» Горонок сыграл молодого гения Петю Смирнова, главную роль. А Свирь — музыканта Сергея Карелова, приезжавшего на трех машинах за любимой, роль небольшую, но яркую. И запомнился.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гирт Яковлев: Гирт Яковлев:

Знаменитый латвийский актер Гирт Яковлев отмечает восьмидесятилетний юбилей

Караван историй
Безопасный фритюр Безопасный фритюр

Насколько страшен фритюр и откуда взялось предубеждение к блюдам во фритюре?

Bones
Агата Муцениеце: «Я не утрачу веру в любовь несмотря ни на что» Агата Муцениеце: «Я не утрачу веру в любовь несмотря ни на что»

Было бы нечестно скрыть от поклонников факт расставания Агаты Муцениеце и Павла

Караван историй
От фрика до голливудской дивы: 8 звезд, отказавшихся от своего культового образа От фрика до голливудской дивы: 8 звезд, отказавшихся от своего культового образа

Звезды, которые остепенились и изменили прежнему образу

Cosmopolitan
Декор для ленивых Декор для ленивых

Преображение квартиры с помощью деталей

Добрые советы
Артемий Леонтьев: Москва, Адонай! Артемий Леонтьев: Москва, Адонай!

Отрывок из второй части дилогии Артемия Леонтьева «Рай и Ад»

СНОБ
Как не поссориться на праздниках: 10 советов для всей семьи Как не поссориться на праздниках: 10 советов для всей семьи

Как провести праздничные дни без стресса

Домашний Очаг
Идеальный макияж в домашних условиях: простые правила Идеальный макияж в домашних условиях: простые правила

Как самой подчеркнуть свою красоту, не обращаясь к профессиональному визажисту?

Cosmopolitan
Что делать, если сгорела на солнце — инструкция от экспертов Что делать, если сгорела на солнце — инструкция от экспертов

Что можно делать, а что нельзя при солнечном ожоге разной степени?

Cosmopolitan
Вам стоит провести уикенд в Туле Вам стоит провести уикенд в Туле

Рассказываем, где жить, что есть и чем заниматься в городе пряников и самоваров

GQ
Биоэкономику назвали угрозой лесным массивам Европы Биоэкономику назвали угрозой лесным массивам Европы

После 2015 года в регионе начало наблюдаться активное сведение лесов

N+1
Все, что нужно знать о пигментации кожи: ответы на самые частые вопросы Все, что нужно знать о пигментации кожи: ответы на самые частые вопросы

Откуда берутся пигментные пятна, как их «стереть» и как обезопасить себя от них

Cosmopolitan
Кто стоит за Джессикой Рэббит: судьбы женщин, которые создали культовый образ Кто стоит за Джессикой Рэббит: судьбы женщин, которые создали культовый образ

Джессика — единственный вымышленный персонаж, появившийся на обложке Playboy

Cosmopolitan
Игра Ghost of Tsushima – возможно, самый большой обман в вашей жизни Игра Ghost of Tsushima – возможно, самый большой обман в вашей жизни

На Playstation 4 вышла Ghost of Tsushima – самурайский эпос студии Naughty Dog

GQ
Как люди били друг друга испокон веков: краткая история насилия Как люди били друг друга испокон веков: краткая история насилия

К каким видам драк прибегали люди, чтобы в культурно выплеснуть свою агрессию

Популярная механика
Андроид, гнев божий Андроид, гнев божий

Михаил Трофименков о «ООО “Семейный роман”» Вернера Херцога

Weekend
Как правдоподобно симулировать любые эмоции Как правдоподобно симулировать любые эмоции

Чтобы ложь не вызывала угрызений совести, притворись, что вранье — это искусство

Maxim
Выбирай по душе Выбирай по душе

В чем секрет популярности курортов Краснодарского края?

Лиза
Монофелиты: сколько у Христа воль Монофелиты: сколько у Христа воль

Что такое монофелитство?

Weekend
Любовь и страсть после 60: реальные истории Любовь и страсть после 60: реальные истории

Истории о людях, встретивших любовь после 60 лет

Psychologies
via / feat. / vs — хитрости использования заимствованных предлогов и союзов via / feat. / vs — хитрости использования заимствованных предлогов и союзов

Пиши на латинице gramotno!

Maxim
ЛиАЗ-667: история самого любимого автобуса в СССР ЛиАЗ-667: история самого любимого автобуса в СССР

ЛиАЗ-667 - такой же символ эпохи, как автомат с газировкой

Популярная механика
Бежевый — главный хит последних сезонов. Рассказываем, почему он выглядит дорого и модно, оставаясь при этом вневременным Бежевый — главный хит последних сезонов. Рассказываем, почему он выглядит дорого и модно, оставаясь при этом вневременным

Почему бежевый цвет ассоциируется с «новой роскошью»

Esquire
«Я изобрел формулу «музыка сочинена, аранжирована и исполнена Эннио Морриконе»: 6 фактов о великом итальянском композиторе «Я изобрел формулу «музыка сочинена, аранжирована и исполнена Эннио Морриконе»: 6 фактов о великом итальянском композиторе

Вспоминаем биографию Морриконе и рассказываем о его самых известных работах

Esquire
Средства для очищения кожи: польза или вред? Средства для очищения кожи: польза или вред?

У наших любимых средств для очищения кожи грязное прошлое

Psychologies
Русские хакеры снова в деле Русские хакеры снова в деле

Группировка Cosmic Lynx использует удивительно сложные методы для цифровых атак

GQ
«Я была живым трупом»: Елена Бережная о насилии партнера и романе с Сихарулидзе «Я была живым трупом»: Елена Бережная о насилии партнера и романе с Сихарулидзе

Елена Бережная едва не лишилась жизни по вине партнера Олега Шляхова

Cosmopolitan
С запахом еды: опасно ли использовать пищевые ароматизаторы С запахом еды: опасно ли использовать пищевые ароматизаторы

Способны ли синтетические ароматизаторы заменить ароматы продуктов питания?

Популярная механика
Вишневый пирог, который на вкус как лето: идеальный рецепт для дома Вишневый пирог, который на вкус как лето: идеальный рецепт для дома

Отличный десерт для жарких дней

Playboy
Руководство по выбору художника и современной живописи Руководство по выбору художника и современной живописи

Как выбрать такую картину, чтобы пару лет спустя не жалеть о покупке

СНОБ
Открыть в приложении