Какие вложения в науку могут повлиять на экономический рост
Концерн Volkswagen тратит на НИОКР сумму, сопоставимую с размером финансирования всей науки в России. Хотя корпоративная наука обычно не учитывается при сравнении академического потенциала стран, именно она определяет уровень научно-технического развития
Если спросить случайного прохожего о том, где в нашем мире делаются научные изобретения, скорее всего, тот назовет академические институты или исследовательские университеты. И окажется не совсем прав. Значительная доля научных исследований происходит в корпорациях. Более того, в некоторых странах именно корпоративная наука может оказывать наибольшее влияние на экономический рост. Такой вывод может оказаться важным и для российской экономики. Однако иллюстрировать свои выводы о роли корпоративной науки в развитии мы будем при помощи совсем других экономик — США и Германии.
Немецкая катастрофа
До прихода нацистов к власти немецкая академическая наука занимала лидирующие позиции в мире. Немецкий язык, немного растеряв свое влияние в научном мире по итогам Первой мировой, все еще оставался одним из международных академических языков. Однако после нацистского правления и Второй мировой войны ситуация изменилась: мировым академическим лидером стали Соединенные Штаты, конкурировать с которыми на равных германская академия с тех пор не в состоянии.
Принятый вскоре после прихода Адольфа Гитлера к власти «закон о восстановлении профессионального чиновничества» привел к утрате Германией части своего академического корпуса. Многие сотни ученых в скором времени перебрались из Германии в США, Великобританию и ряд других стран. Среди них были нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн, биофизик Ханс Адольф Кребс и химик Фриц Габер, также получившие Нобелевскую премию. В результате политики нацистских властей лишились работы 15% немецких физиков, на чей счет приходилось 64% всех цитирований в этой области. В результате таких потерь Германия, прежде исправно получавшая одну Нобелевскую премию за другой, утратила статус академической супердержавы.
Напротив, США в XX веке только приобретали научный персонал, в результате чего сегодня эта страна представляет собой академическую сверхдержаву. Число американских нобелевских лауреатов, ведущих университетов и научных журналов значительно превосходит эти же показатели у любых конкурентов, включая немецких. Германские университеты и исследовательские институты в международных рейтингах заметно уступают не только американским, но и британским вузам.
Но означает ли это, что Германия отстает от Великобритании и США по своему научному потенциалу? Американский экономист Роджер Гайгер, чья книга «Знания и деньги. Исследовательские университеты и парадокс рынка» недавно вышла на русском языке, полагает, что мировое доминирование американской академической науки может оказаться не столь уж важным.
Проблема измерения
Книга Гайгера повествует о роли американской академии в корпоративных технологиях и экономическом развитии. Автор утверждает, что эта роль не так высока, как многие себе представляют. Американские корпорации во многом обеспечивают себя технологиями самостоятельно, причем как прикладными, так и фундаментальными.