Какие специальности стремятся получить студенты британских вузов
Университетская Британия: от компьютерной криминалистики до кинорежиссуры и нутрициологии
«Британская система высшего образования считается одной из лучших в мире не просто так. С самого начала учебы студенты специализируются в выбранной области, не тратя время на общие предметы, — их они изучили в школе. Важно то, что учиться вам предстоит самим, вузы делают ставку на самообразование, проверяя вашу способность находить и анализировать информацию в ходе создания собственных научных работ и проектов. Для этого есть все возможности: в английских вузах великолепные библиотеки, вся информация оцифрована и легко находится на официальных аккаунтах университета онлайн. Я получил ученую степень доктора права в Килском университете (Великобритания) после 4 лет научных исследований в Колледже Корпус-Кристи Кембриджского университета. У меня сложилось впечатление, что цель британских вузов — вдохновить студентов на работу с собственными идеями, научить их не стесняться своих теорий, научить объяснять свои мысли. И та уверенность, которой меня в свое время зарядили преподаватели, те, вопросы, на которые я научился отвечать, в итоге и привели к тому, что я сам стал профессором и учу этому своих студентов в Москве», — говорит профессор Тим Потье, преподаватель кафедры международного права МГИМО.
В преддверии 20-й выставки британского образования Study UK: Discover You, которая пройдет в 2 и 3 февраля в Москве и 5 февраля в Санкт-Петербурге, Forbes Life выяснил, какие профессии сейчас самые популярные в британских вузах.
Экономист в University of Oxford
Старейший университет Великобритании, Оксфорд не нуждается в представлении, его диплом открывает многие карьерные двери. Одно из самых перспективных направлений обучения – экономика. Студенты осваивают экономическую теорию, методы количественных исследований, экономические методы и техники. Преподаватели Оксфорда любят заявить, что год их экономической магистратуры сравним с двумя годами аспирантуры лучших университетов США. Особенность программы заключается в том, что она дает одинаково крепкую базу знаний как для продолжения научной работы, написания докторской, так и для успешной карьеры практикующим специалистом в экономической среде – будь то государственная служба или частный сектор. В начале обучения студенты изучают основы математики, затем следуют три обязательных курса по микроэкономике, макроэкономике и эконометрике. По их успешному прохождению начнутся дополнительные занятия и семинары: поведенческая экономика, экономика развития, экономика труда, международная торговля, общественная экономика. В конце учебы каждый студент пишет диссертацию, оригинальное исследование, с которым может претендовать на награду за лучшую дипломную работу.
Максим Буев, проректор по стратегическому развитию Российской экономической школы, о своем опыте обучения в Оксфорде: «Я учился в Оксфордском университете сначала на программе MPhil in Economics (1999-2001), потом остался писать диссертацию и получил степень DPhil in Economics (2006).
Когда поступал в 1998 году, стипендий для студентов было мало. Сейчас есть, например, конкурсы стипендий British Chevening Award и Hill Foundation. Тогда же этого всего не было. Но мне посчастливилось выиграть одну-единственную стипендию инвестиционного банка Rothschild & Sons, которую банк решил дать студенту из России, желающему изучать экономику в Оксфорде (позже я узнал, что такое решение семьи банкиров объяснялось тем, что у главы банка Эвелина де Ротшильда бабушка была из Санкт-Петербурга). Объявление увидел в номере журнале «Эксперт», где-то в октябре-декабре 1998 года. Претендентов было около 300 человек (в России в августе 1998 года начался кризис, многие потеряли работу, и решили подавать на учебу за границей).
Оксфорд оказал колоссальное влияние на мою жизнь и карьеру. Профессию выбирать не надо было, еще до отъезда в Англию я определился с выбором экономики и финансов как области, которая мне интересна, и которой хотел заниматься. В карьерном плане поддержка банком Ротшильдов помогла получить работу в Сити (я работал у Ротшильдов летом в 2000 года в отделе слияний и поглощений). По окончании же DPhil я достаточно легко получил работу в другом банке, сначала в голландском ABN AMRO (где была цела группа выпускников Оксфорда), потом в шотландском Royal Bank of Scotland.
Но Оксфорд — это не только высококлассное образование, это и совсем уникальное собрание людей. Например, там я познакомился с Мироном Федоровым (Oxxxymiron), а в одном колледже со мной учился Гвюдни Йоуханнессон, нынешний президент Исландии; на занятиях по латиноамериканским танцам я несколько раз сталкивался с Челси, дочкой Клинтонов.
С Оксфордом же связан и карьерный момент, который я упустил. В 2004 году ко мне обратилась Дамбиса Мойо, предложив написать с ней книгу по материалам ее диссертации по мощи Африке. У Дамбисы было мало времени, она тогда уже работала в банке. Я отказался, так как сам дописывал свою диссертацию. Спустя некоторое время Дамбиса написала книгу (Dead Aid), которая произвела эффект разорвавшейся бомбы, журнал Time назвал Дамбису одной из 100 самых влиятельных людей в мире, и Дамбиса стала тем, кем мы ее знаем теперь. А ведь ее соавтором мог бы стать я!»