Отечественная молекулярная биология снова стала попадать на страницы прессы

СНОБНаука

Как журналисты Nature нашли в России гений и злодейство

...и как благодаря другим журналистам все это закончилось мирной дискуссией об этике научных исследований

Алексей Алексенко

392b508fb951eb5e4f564a69a50a73e5244285ef8c1e7ca42e6eaf18bc953e3c.jpg
Иллюстрация: Tim Teebken/Getty Images

После двух десятилетий застоя несколько лет назад отечественная молекулярная биология снова стала попадать на первые страницы прессы. И вот последний пример — статья в Science, вышедшая буквально сегодня. Эта статья, написанная американским журналистом из Science Джоном Коэном и поддержанная Пулитцеровским фондом, повествует о том, как разные русские ученые собрались в Институте Философии РАН и обсуждали там, можно ли позволить доктору Денису Ребрикову делать генно-модифицированных детей.

Впрочем, расскажем все по порядку.

Российская наука, функционируя внутри российского же социума, нередко порождает уморительные недоразумения, о которых мы исправно сообщаем читателям.Так было, например, когда в России запретили ГМО, и потом, когда Чубайс назвал этот запрет самым неудачным решением десятилетия, а еще когда после этого была разработана масштабная программа исследований именно в той области, которая запрещена пресловутым законом, и когда президент страны испугал всех генетическим оружием, пригрозив запретить вывоз за границу биоматериалов (к счастью, о последней глупости благополучно забыли).

А вот и недавний повод: главный внештатный генетик Минздрава и глава комитета по этике Сергей Куцев потребовал ввести мораторий на эксперименты, связанные с редактированием генома человеческого эмбриона. Говорят, что накануне он вместе с группой ученых встречался с биологом Марией Воронцовой, известной в прессе как «предполагаемая дочь Путина». Понятно, что без Путина никакую угрозу нам не одолеть, а без помощи эндокринолога Воронцовой верховную власть ни в чем убедить невозможно, но этот саркастический пассаж мы опустим. В рамках нашей истории важно то, что и встреча в Институте Философии, и недавняя публичная активность Сергея Куцева проистекают из одной и той же серии событий, объединенных именем Дениса Ребрикова, проректора по научной работе РНИМУ им. Пирогова, сотрудничающего с Центром акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В. И. Кулакова.

Как делали детей-мутантов

Просвещенные читатели «Сноба» могли впервые узнать об опасности генетического редактирования эмбрионов из нашей заметки «Ужас из Гуанчжоу»: тогда китайцы впервые применили технику редактирования генов CRISPR, чтобы сделать что-то такое (не слишком, впрочем, впечатляющее) с предназначенной на выброс оплодотворенной яйцеклеткой.

Китайские исследователи послали статью в Nature. Редакция статью отклонила, однако каким-то образом данные китайцев были в нарушение всех норм переданы американским исследователям, разразившимся пространными «этическими» рассуждениями о том, почему все это, о чем они услышали совершенно случайно, делать ни в коем случае нельзя. Когда работа все же вышла в другом журнале, Nature не удержался от реплики.

Это все давний 2015 год, а когда год назад Хэ Цзянькуй довел это дело до конца и на свет появились первые генетически отредактированные дети, шум поднялся уже нешуточный. Доктор Хэ действительно нарушил в своих опытах все мыслимые нормы, в чем научное сообщество немедленно достигло консенсуса. Тем не менее, стало ясно, что в принципе этот рубеж — редактирование генома человека — наукой взят, и как только будут улажены все технические проблемы, технология будет использована, если найдется легитимный повод применить ее на людях ради их же блага.

Прошло полгода, и в июне 2019 года в том же Nature появляется еще одна статья. Из нее мир с удивлением узнал, что еще один злодей-ученый — на этот раз в России — собирается повторить безнравственные и неэтичные опыты китайцев.

Автор этих строк в тот же день побеседовал с Денисом Ребриковым. Мы узнали из первых рук, что, во-первых, ничего такого он делать пока не собирается, и во-вторых, что в научном плане он ничуть не ближе к прорывному результату, чем любой другой биолог из сотен мировых лабораторий, занимающихся этой проблемой. Впрочем, кто нас читает?! Появление имени не слишком знаменитого русского биолога в главном научном издании мира, причем в таком драматичном контексте, не могло не иметь последствий. И оно-таки их поимело.

bc8ef00898351ab94954fa69f380a69e6e0fe795eacec57cdde1b64b3d4654d9.jpg
Денис Ребриков во время лекции о редактировании генома человека. Фото: Сергей Ведяшкин/Агентство городских новостей «Москва» 

Почему нельзя делать детей-мутантов

Что так напугало весь мир в истории Хэ Цзянькуя, что мир решил испугаться заодно и Дениса Ребрикова? Дело вот в чем: в отличие от редактирования генов где-нибудь в печени или в глазу, работа с эмбрионом имеет свои особенности. Связаны они, упрощенно говоря, с тем, что из эмбрионов развиваются люди, и не будем говорить, что мы думаем об опытах на людях, пусть даже будущих.

Во-первых, с точки зрения чувствительных особ, эмбрион, даже на стадии яйцеклетки — это будущий человек. Одно дело, когда не готовый к жизни эмбрион естественным образом извергается из тела матери, так что она чаще всего этого и не замечает, и другое — когда исследователь выплескивает содержимое испорченной пробирки с будущим человеком в лабораторный слив. Кстати, вы не думали о том, куда стоматолог девает вырванные зубы? Мне вот, например, и от этих мыслей не по себе, а вы говорите «эмбрион».

Во-вторых, никаких неотложных медицинских обстоятельств, при которых такое вмешательство в геном было бы допустимо, ни один исследователь пока не предложил, а рисковать здоровьем будущего ребенка без таких обстоятельств недопустимо.

В-третьих, все изменения, внесенный в геном эмбриона, наследуются, то есть становятся достоянием генофонда человечества на вечные времена. Кто знает, как оно там откликнется в вечности?

В-четвертых, сама техника редактирования пока далека от совершенства. Иногда ген удается исправить не во всех клетках зародыша — тогда возникает «мозаицизм» (это когда клетки одного организма оказываются генетически различными). А еще бывает так, что машинка для редактирования исправляет не тот ген, который хотели исследователи, а что-то еще: это «нецелевое редактирование». Чтобы метод можно было с полным основанием внедрять в клинику, надо как минимум показать, что мозаицизма совсем нет или почти нет, и что нецелевое редактирование не происходит.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Самолетство Самолетство

Для июльского номера Дмитрий Захаров написал рассказ «Самолетство»

Esquire
Мозг, память и чтение: как стать умнее и знать больше других Мозг, память и чтение: как стать умнее и знать больше других

Ученые сделали вывод, что объем памяти мозга человека составляет 1 петабайт

Популярная механика
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Татьяна Буланова: «Не бойтесь меня! Подходите знакомиться!» Татьяна Буланова: «Не бойтесь меня! Подходите знакомиться!»

Певица призналась, почему не слушает свои песни

StarHit
Что значит аббревиатура ЧСВ в молодежном сленге (и касается ли она как-то тебя) Что значит аббревиатура ЧСВ в молодежном сленге (и касается ли она как-то тебя)

Давай детально разберемся, что же такое ЧСВ

Playboy
Как повысить самооценку и обрести уверенность? 11 советов психолога Как повысить самооценку и обрести уверенность? 11 советов психолога

Заниженная самооценка мешает нам строить здоровые отношения и карьеру

Psychologies
Абсолютная влажность Абсолютная влажность

Любятинка – личность разносторонняя: она и блогер, и фитнес-тренер, и певица

Maxim
SOS-эффект: как выбрать сыворотку для волос и как ею пользоваться SOS-эффект: как выбрать сыворотку для волос и как ею пользоваться

Сыворотка для волос нужна не только для восстановления, но и увлажнения

Cosmopolitan
Айза Анохина, Ингрид Олеринская и Петр Илингин на ужине Golden Triangle Айза Анохина, Ингрид Олеринская и Петр Илингин на ужине Golden Triangle

Ужин, посвященный началу Московского Гастрономического Фестиваля

Cosmopolitan
Цена валютной кубышки: почему банкам нужны отрицательные ставки Цена валютной кубышки: почему банкам нужны отрицательные ставки

Отрицательные ставки по валютным депозитам — это современная реальность

Forbes
Инцидент в Думе: расследование Инцидент в Думе: расследование

Как был разоблачен фейк о химической атаке в Сирии

Русский репортер
Аренадатель Аренадатель

Игорь Водопьянов построил на Свердловской набережной здание для «Упсала-цирка»

Собака.ru
Тысячи кошек и собак оказались в заложниках у российской хакерши Тысячи кошек и собак оказались в заложниках у российской хакерши

IT-специалист обнаружила брешь в безопасности автоматических кормушек

Популярная механика
«Никакой экосистемы TON не существует»: почему SEC остановила ICO Telegram и что это значит для проекта Дурова «Никакой экосистемы TON не существует»: почему SEC остановила ICO Telegram и что это значит для проекта Дурова

SEC добилась временного судебного запрета в отношении Telegram Group Inc.

Forbes
Отец-молодец и дамский угодник: Сергей Безруков и его любимые женщины Отец-молодец и дамский угодник: Сергей Безруков и его любимые женщины

Любопытные моменты биографии Сергея Безрукова

Cosmopolitan
Неучтенное время. Как жить, если у тебя слишком много дел Неучтенное время. Как жить, если у тебя слишком много дел

Больше 40% людей в России испытывают стресс, связанный с работой

СНОБ
Дети и домашние обязанности: нужно ли делить работу по дому на мужскую и женскую Дети и домашние обязанности: нужно ли делить работу по дому на мужскую и женскую

Главная задача — научить детей смотреть на мир широко открытыми глазами

Psychologies
Сильная женщина, слабый мужчина Сильная женщина, слабый мужчина

Насколько жизнеспособны союзы слабых мужчин и сильных женщин?

Домашний Очаг
Как носить пуховик: 7 крутых образов на каждый день Как носить пуховик: 7 крутых образов на каждый день

Мы покажем, как носить пуховик — самую удобную, практичную и красивую вещь

Cosmopolitan
Деньги не приносят счастья? Деньги не приносят счастья?

Большинство людей уверены, что станут счастливее, если их доходы увеличатся

Psychologies
Норма крепости Норма крепости

Forbes впервые оценил надежность российских застройщиков

Forbes
Не на своем месте Не на своем месте

За что Франсуа Сивиль так любит романтические мелодрамы

Grazia
Что делать, когда выпадают волосы у мужчин: проверенные советы Что делать, когда выпадают волосы у мужчин: проверенные советы

Заметил, что начал терять волосы? Не волнуйся, мы расскажем, что с этим делать

Playboy
Задала тон Задала тон

Осенне-зимняя коллекция Pinko привлекла внимание огромного количества модниц

Grazia
Рождение сверхновой Рождение сверхновой

Три истории о том, как декретный отпуск помог найти себя

Здоровье
Как я живу после психоза и комы: откровенная история от первого лица Как я живу после психоза и комы: откровенная история от первого лица

Ошибочный диагноз и варварский способ лечения разделили ее жизнь на до и после

Cosmopolitan
Катя Гуссе: «Меня называют самым рациональным стилистом русского Instagram» Катя Гуссе: «Меня называют самым рациональным стилистом русского Instagram»

Катя Гуссе рассказала про свою работу и как она раскрутила свой Instagram

Cosmopolitan
Топ-10 самых скандальных платьев звезд всех времен и народов Топ-10 самых скандальных платьев звезд всех времен и народов

Эти платья сыграли злую роль с репутацией известных звёзд

Cosmopolitan
Экс-гендиректор «Магнита» Ольга Наумoва нашла новую работу Экс-гендиректор «Магнита» Ольга Наумoва нашла новую работу

Ольга Наумова, покинувшая пост гендиректора «Магнита», завершила поиски работы

Forbes
Почему вымерли шерстистые мамонты: удивительные загадки природы Почему вымерли шерстистые мамонты: удивительные загадки природы

Почему могучие северные мамонты вдруг исчезли с лица Земли

Популярная механика
Открыть в приложении