Как женщины в России используют краудфандинг и почему преуспевают в нем больше мужчин
Директор по развитию краудфандинговой платформы Planeta.ru Василина Дрогичинская рассказывает, как менялся краудфандинг в России за последние 8 лет, и объясняет, почему именно женщины запускают большинство успешных крауд-проектов, но рекордных результатов при этом достигают мужские инициативы
7 июня отмечается День российского краудфандинга. Этот праздник совсем не случайно совпадает с днем рождения крупнейшей в рунете краудфандинговой платформы Planeta.ru. В 2020 году ей исполняется 8 лет. За это время народное финасирование вместе со всей страной пережило несколько кризисов, но даже в самые непростые времена позволило реализовать тысячи самых разных инициатив. Например, только на на той же «Планете» количество успешных проектов уже превышает 5 500.
Ругательное слово
В 2012 году для русского уха «краудфандинг» был не просто труднопроизносимым, а скорее ругательным словом. Про крупнейших мировых игроков типа Kickstarter и IndieGoGo мало кто слышал. А на встречах с первыми авторами, которые решились попробовать на себе новый механизм сбора средств, система «продавалась» практически как Herbalife. Оптимистичные ребята с планшетами презентовали систему персонально каждому автору. Я хорошо это помню, потому что сама запускала первые крауд-кампании. Практически на пальцах объяснялось все, вплоть до принципов работы интернета. Медленно начинала выстраиваться сеть лояльных практиков краудфандинга, которые из уст в уста передавали священное знание.
Увы, тогда в нашей стране головокружительного взрыва интереса к краудфандингу не случилось (например, как это было в США тремя годами ранее). Проекты запускали суперзвезды, представители творческой когорты: музыканты, писатели, кинорежиссеры. По планам, селебрити должны были вдохновить чуть менее известных авторов идей из самых разных сфер. Сейчас уже можно говорить о том, что эта стратегия сработала — но не сразу.
Слабое развитие интернета в России восьмилетней давности, низкий уровень доходов в сравнении с развитыми странами, пока еще вялое развитие e-commerce и крайне непростое прошлое (привет рухнувшим финансовым пирамидам, которые не имеют ничего общего с краудфандингом, но тогда невольно вызывали соответствующие ассоциации) не способствовали стремительному развитию новой технологии. Да еще и с таким труднопроизносимым названием. Но называть технологию «складчиной» или новой «шапкой по кругу» в корне неверно: краудфандинг — взаимовыгодное сотрудничество. Люди могут получить приятные бонусы за участие в проекте. Если в течение обозначенного периода времени сумма, заявленная автором проекта, не собирается, деньги автоматически возвращаются аудитории.
Неуникальные русские
Первый классический краудфандинговый проект в России запустила группа Би-2. С помощью фанатов музыканты собрали более 1,2 млн рублей на запись нового альбома. Уже после них запустились проекты Фонда «Вера», Евгения Гришковца и многие другие.
Эти крауд-кампании были экспериментами в попытке изобрести собственную систему, которая будет работать именно для российских пользователей. Предполагалось, что она может быть основана на отсутствии у проекта одного или нескольких ключевых элементов краудфандинга: изначально обозначенной финансовой цели, срока сбора средств, минимального порога сбора и вознаграждений для аудитории.
В итоге гипотеза, что в России человек, не получив минимальный бизнес-план, готов прийти на помощь ближнему, к тому же, еще и просто так, «за идею», себя не оправдала. Оказалось, что в вопросах доверия и мы не многим отличаемся от жителей других стран, которым точно так же нужны детальные обоснования и выгода.
Статистика Planeta.ru за 8 лет показывает, что поддержка проектов без какого-либо вознаграждения составляет 30%, причем из них 18% составляет безвозмездная поддержка благотворительных инициатив. Впрочем, безвозмездная поддержка — это еще и возможность перевести в проект сумму, отличающуюся от стоимости вознаграждений, имеющих фиксированную цену. Так, одна москвичка с завидным постоянством вносила в разные крауд-кампании по рублю. Правда, когда мы заметили эту забавную особенность, мы подняли статистику и оказалось, что эта женщина за годы работы площадки потратила на краудфандинг более 700 тысяч рублей (в первые годы работы платформы переводя значительные суммы) , но это уже совсем другая история.
Поэтому для большинства инициатив движущей мотивацией для поддержки остаются интересные вознаграждения: чем они более уникальные, доступные по цене, тем лучше. По этой же причине и рекорды ставят проекты, построенные по принципу предзаказа.
Мужские рекорды
Первая категория, с которой начинали развиваться почти все первые крауд-платформы в мире, это музыка. Как показывает проект Би-2, Россия не исключение.
Музыкальный рынок отлично работает в паре с краудфандингом. У каждого музыканта есть своя аудитория, она привыкла объединяться в сообщество (в 2012 году уже активно использовались и форумы, и группы в социальных сетях). Но самое важное, фанаты привыкли регулярно платить: хочешь попасть на концерт — купи билет, майку с логотипом группы закажи здесь.