Как власти Китая используют голливудские блокбастеры для пропаганды
Коммунистическая партия Китая находит все новые сферы жизни общества, которые можно взять под контроль. Пока внимание всего мира приковано к проблемам уйгурского меньшинства и атаке властей страны на IT-сектор, Пекин разворачивает масштабную многомиллионную программу по пропаганде идеологии партии и регулированию в сфере развлечений. Рассказываем, зачем в Китае редактируют «Бойцовский клуб» и бесплатно показывают фильм про Бэтмэна.
Центр политического воспитания с йогой и Бэтмэном
В последние несколько лет китайская коммунистическая партия активно взялась за пропаганду. Разбогатевшие с помощью курса на рыночную экономику граждане Китая уже не демонстрируют былого единства с линией партии, зато стали все активнее потреблять западные товары, а также произведения западной культуры. Поэтому у властей Китая появилась новая задача: взять под контроль наиболее значимые для жителей страны сферы экономики. Прошлый год стал особенно «плодотворным» с этой точки зрения — партия разгромила китайские секторы IT и онлайн-образования, в итоге июль 2021-го стал худшим месяцем для инвестиций в китайские компании с кризисного 2008-го.
Но атакой на технологические компании компартия не ограничилась. По данным отчета компании PwC, прибыль индустрии развлечений в Китае в 2021 году составила примерно $358,6 млрд, а к 2025 вырастет до $436,8 млрд. Неудивительно, что популярные шоу, фильмы и в целом досуг китайцев уже оказался в центре внимания властей.
Как сообщает The Wall Street Journal, в последнее время компартия делала ставку на так называемые «Центры практики цивилизации новой эпохи» — это своеобразные китайские Дома культуры или Центры досуга. С 2018 года в КНР таких организаций было построено более 100 000. В столице южной провинции Гуандун Гуанчжоу находится почти 3000 центров, отделения также расположены в большинстве районов Шанхая, Пекина, Тяньцзиня и города Чэнду, расположенного на юго-западе Китая. По данным расследования издания ChinaFile, c 2018-го по 2021 год региональные власти Китая суммарно потратили на этот масштабный проект более $110 млн.
Программа центров, как рассказывает ChinaFile, весьма разнообразна — от уроков политинформации до всевозможных просветительских и развлекательных мероприятий. Например в программу Центра в Гуанчжоу входят кулинарные мастер-классы по местной кантонской кухне и лекции о новейших технологиях в сфере беспилотников. В одном из Шанхайских Центров изучают роль города в ключевых исторических событиях коммунистической партии Китая, есть занятия йогой, пение а-капелла, а также бесплатный показ боевика Кристофера Нолана «Темный рыцарь» 2008 года, который занесли в рубрику «образование горожан».
К работе в Центрах привлекли порядка 140 млн волонтеров. Они проводят уроки и мастер-классы, ездят по глухим районам, собирая фольклор, а также обучают деревенских жителей финансовой грамотности и оказывают услуги широкого профиля. Так, в одном из шанхайских Центров волонтеры провели целый день за починкой зонтиков и часов горожан на безвозмездной основе. На плакате возле стойки волонтеров, чинивших зонтики, было написано «Распространяйте новое мышление и формируйте новое поведение», что перекликается с политическими лозунгами о новом курсе партии на «политику всеобщего процветания». Таким образом власти пытаются одновременно продемонстрировать свою щедрость и заботу о населении, и «незаметно» внедрить в сознание людей идеологический посыл.