Как устроена программа «Учитель для России» и зачем она нужна
Больше 2500 человек подали в этом году заявки на участие в программе «Учитель для России». О том, что мотивирует людей уезжать в глубинку и как попасть в проект, «РБК Стиль» узнал у одной из его основательниц Ольги Фогельсон.

В 2007 году Венди Копп и Бретт Уигдорц зарегистрировали в Нью-Йорке некоммерческую организацию Teach for All. Сегодня эта сеть существует в 50 странах мира на всех континентах и объединяет образовательные программы, благодаря которым выпускники престижных вузов выбирают карьеру в сфере школьного образования — вместо бизнеса или науки. Идея проекта — добиться равных шансов на качественное образование для каждого ребенка и сделать его возможным вне зависимости от обстоятельств: места рождения, достатка и других факторов.
Зарубежный опыт вдохновил социальных предпринимателей из Санкт-Петербурга запустить аналогичную инициативу — «Учитель для России». В ее рамках специалисты из разных сфер берутся преподавать в региональных школах. Жизнь проекту дали трое основательниц: Алена Маркович, Елена Ярманова и Ольга Фогельсон. Они познакомились на Ярмарке волонтерских вакансий в Санкт-Петербурге, организацией которой занималась Ольга, и решили объединить свой опыт в одной масштабной программе.
«Изначально мы не понимали, как это может быть устроено с точки зрения бизнеса, — рассказывает Ольга. — Кроме того, нас волновало, найдутся ли молодые люди, которые почему-то захотят сменить профессию и уехать работать в сельские школы». За полтора года девушки разработали проект, заручились поддержкой Института образования НИУ ВШЭ, а затем и Сбербанка, который выступил стратегическим партнером программы.
Сегодня программа «Учитель для России» действует в шести регионах России и продолжает расширяться. Каждый участник попадает в нее минимум на два года, в течение которых его ждет полное погружение в мир образования, интенсивное обучение, поддержка куратора и методиста. В дополнение к учительской зарплате участники получают ежемесячную стипендию 20–35 тыс. руб.



Как ведется отбор в программу
Первая рекрутинговая кампания стартовала в марте 2015 года. По ее результатам работу в школах получили 42 начинающих педагога. С тех пор количество финалистов выросло более чем в два раза, но оказаться на их месте непросто: каждый претендент должен пройти пятиуровневую систему отбора. Она необходима не только для того, чтобы выявить, сможет ли кандидат работать в школе, но и чтобы определить глубину его знаний, мотивацию и потенциал. Возрастного ценза нет: учителем может стать кандидат любого возраста, который хорошо себя зарекомендует. Тем не менее в программу приходят, в основном, молодые люди, средний возраст участников — 27 лет. Среди обязательных условий: высшее образование (в любой сфере), желание и готовность работать с детьми и признание ценностей гуманистической педагогики.