Как тренировать удачливость?
Возможно, самые успешные люди — просто самые везучие
Представьте двух людей. Один уверен: фортуна обычно на его стороне. Другой считает себя неудачливым. Оба ходят в одно и то же кафе рядом с работой. Вот что с ними там происходит.
Везучий человек обнаруживает на пороге банкноту, а когда заходит внутрь, решает заговорить с человеком за соседним столиком. Тот оказывается успешным предпринимателем. У них завязывается разговор о бизнесе. Человек возвращается домой с мыслью, что ему сегодня определенно повезло: за каких-то полчаса он приобрел и немного денег, и нового знакомого со связями.
Что насчет человека неудачливого? После работы он зашел в кафе, выпил там чашку кофе и отправился домой. Денег он не нашел, ни с кем не познакомился. Его день прошел не плохо — просто так же, как и всегда.
Эта история — реальный эксперимент британской телекомпании BBC. Участники съемочной группы попросили двух людей сходить в одно и то же кафе, в обоих случаях положили на порог деньги и наняли актера, который изображал бизнесмена. Шансы были равны. Но сказать «Я удачно зашел в кафе» смог бы только один.
Почему одним везет, а другим — нет? Иногда удача — случайность. Выигрыш в лотерее, например. Но эксперимент BBC показывает: «везение» порой зависит не от внешних обстоятельств, а от того, как настроен наш взгляд на мир. Удачливый герой заметил возможности (деньги, интересный человек в кафе) и воспользовался ими, чтобы создать еще одну возможность (знакомство). Неудачливый — даже не разглядел шанс. Оба подтвердили изначальное мнение о своей удачливости. Значит, люди, которые считают себя везучими, каким-то образом притягивают удачу. А думающие о себе как о неудачливых — наоборот, отталкивают?
Что мешает быть удачливыми?
Помните историю изобретения пенициллина? Александр Флеминг просто забыл в лабораторной чашке бактериальные культуры, появившаяся плесень выделила вещество, которое убивало бактерии. Слепо ли ему улыбнулась удача? Другой ученый выкинул бы заплесневевшую жидкость. Но Флеминг был скорее похож на удачливого героя BBC, чем на неудачливого. Объединяет их качество, которое иногда называют серенди́пностью, или интуитивной прозорливостью.
Лучше всего суть серендипности передает определение преподавателя программ лидерства в Нью-Йоркском университете Кристиана Буша: «везение, которое создаем мы сами». Быть интуитивно прозорливым — значит: а) быть внимательным и замечать неожиданное; б) осмыслять неожиданное так, чтобы понимать, как использовать его в своих интересах; в) быть достаточно решительным, чтобы действовать.