Разработчик шпионского софта стал одним из самых востребованных стартапов

ForbesБизнес

Как IT-компания стоимостью $2 млрд готовится к IPO после того, как ее основателя обвинили в афере

Томас Фокс-Брюстер

gettyimages-1137664729_1.jpg__1581083545__73219__vid650981e.jpg
У соруководителя Darktrace Николь Иган большой опыт работы с технологическими компаниями — начиная с Oracle и заканчивая проблемной Autonomy

Разработчик шпионского софта Darktrace стал одним из самых востребованных технологических стартапов Великобритании, а его гендиректор получила награду от королевы Елизаветы. Сейчас компания, оцениваемая в $2 млрд, готовится к IPO. Но размещение может омрачить «скелет в шкафу»: основатель и бывший член совета директоров компании, сравниваемый прокурорами с «мафиози», был осужден за крупное мошенничество в сделке с HP.

В престижных офисах неподалеку от Трафальгарской площади в Лондоне, всего в нескольких минутах ходьбы от парламента, сотрудники Darktrace работают на телефонах, продвигая программное обеспечение на основе искусственного интеллекта, которое выслеживает хакеров в сетях крупных компаний. Над ними висит монитор, который наглядно демонстрирует их успехи в продажах: улыбающиеся смайлики для тех, кто работает хорошо, печальные — для отстающих. Этот усердно работающий отдел продаж привлек таких крупных клиентов, как HSBC и British Telecom, и помог Darktrace стать одной из самых востребованных технологических компаний Великобритании. По собственным оценкам Darktrace, компания стоит не менее $2 млрд, и руководство надеется вывести ее на биржу. Авторитет компании подтверждает и то, что 37-летняя гендиректор Darktrace Поппи Густафссон в июне стала кавалером Ордена Британской империи за вклад в кибербезопасность.

«Будем откровенны, — говорит Густафссон, оглядываясь на вторую соруководительницу компании, 55-летнюю американку Николь Иган, — мы и правда хорошо делаем свою работу».

Королева Елизавета была не единственной, кто похвалил Густафссон за ее достижения. Вскоре после того, как о вручении награды было объявлено публично, ей с поздравлениями позвонил 55-летний Сушован Хуссейн — ее бывший наставник и в прошлом член совета директоров Darktrace. В том разговоре была ложка дегтя: всего месяцем ранее суд в Сан-Франциско приговорил Хуссейна к пяти годам тюремного заключения и штрафу на $4 млн за мошенничество в размере $11,7 млрд.

Он был осужден за участие в сделке, обернувшейся катастрофой. Это была покупка HP британского разработчика сервиса анализа данных Autonomy более чем за $10 млрд в 2011 году. Стоимость компании была снижена на $8,8 млрд после того, как в HP предположили, что руководители Autonomy, в частности Хуссейн как финансовый директор, вели черную бухгалтерию, используя такие методы, как контракты, подписанные задним числом, и раздутые цифры продаж. В результате этих махинаций Autonomy завышала доходы на 20% в течение нескольких лет, что значительно увеличило цену, которую HP уплатила за компанию. Федеральные прокуроры были вне себя, заявляя, что преступления Хуссейна и его соучастников показывали, «что они считали себя выше закона, как злодеи из фильмов про Джеймса Бонда или какие-то мафиози». Они также сравнили его с опальным генеральным директором WorldCom Берни Эбберсом.

Пока в Великобритании рассматривали поданный HP иск о мошенничестве на $5 млрд, США выдвинули уголовные обвинения — по мнению прокуратуры, произодшее стало крупнейшим мошенничеством в истории федерального суда северного округа Калифорнии. Хуссейн, который сейчас обжалует обвинительный приговор, — один из первых представителей старой гвардии Autonomy, признанный виновным по 14 пунктам обвинения в мошенничестве с использованием электронных средств, по одному пункту обвинения в мошенничестве с ценными бумагами и по одному пункту обвинения в предварительном сговоре. Двум другим — основателю и бывшему гендиректору Autonomy Майку Линчу и бывшему вице-президенту по финансовым вопросам Стиву Чемберлену — также были предъявлены обвинения, но Линч еще не предстал перед судом, так как Великобритания еще не рассмотрела запрос США о его выдаче. На прошлой неделе Линч сдался под арест, что его адвокаты назвали «формальностью» в процессе экстрадиции. Линч и Хуссейн являются центральными фигурами в иске HP о мошенничестве в Великобритании, последние слушания по которому состоялись в декабре и январе. Сейчас они ожидают вердикта суда. Адвокаты всех трех сторон заявили о невиновности своих клиентов.

Соруководитель Darktrace Поппи Густафсон — дипломированный бухгалтер и бывший финансовый директор компании

Как и Хуссейн, Линч и Чемберлен активно участвовали в развитии Darktrace. Хуссейн, Линч и Иган основали Invoke Capital, венчурную компанию, которая помогла запустить Darktrace с нуля. Сегодня Чемберлен является операционным директором Darktrace, хотя на его странице в LinkedIn фирма не упоминается. «Я вижу, что он может выполнять свою работу. И я твердо верю, что люди невиновны, пока не доказано обратное», — подчеркивает Густафссон.

Официально Хуссейн покинул Darktrace незадолго до того, как в ноябре 2016 года ему были предъявлены обвинения. Но разговоры с более чем 25 нынешними и бывшими сотрудниками показывают его длительное и не всегда желанное влияние в быстрорастущей фирме. Во-первых, у него есть личная заинтересованность. На вопросы о доле Хуссейна в Darktrace компания неоднократно заявляла, что он не владеет никакими акциями. Но он ими владеет, хотя и косвенно — через ICP Darktrace Holdings, который принадлежит Invoke Capital, где он все еще работает. Этот холдинг владеет самой большой долей в Darktrace — 39,5%. Кроме того, Invoke и Darktrace находятся на одном этаже в лондонских офисах со свободной планировкой.

Густафссон и Иган настаивают, что сейчас мало взаимодействуют с Хуссейном, хотя первая и признает его раннее влияние. Густафссон говорит, что они «очень часто» разговаривали в первые годы после основания фирмы в 2013 году, но после того поздравительного звонка больше не общались. Без какого-либо руководства со стороны Хуссейна бизнес, по словам Густафссон и Иган, процветает. Численность персонала с мая 2018 года возросла с 750 до 1250 человек. За тот же период количество клиентов Darktrace, по их заявлениям, выросло на 74%, и компания утверждает, что готовится к IPO. По последним данным, за год, завершившийся в июне 2018 года, выручка достигла $78 млн, тогда как годом ранее она составила $40 млн.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Минимализм для миллениалов Минимализм для миллениалов

Новый дизайн упаковки увеличил продажи Брянского молочного комбината

Forbes
Стратосферный турист Стратосферный турист

Звездное небо над головой и далекая Земля внизу – вид из стратосферы

Популярная механика
Сила мысли Сила мысли

Как можно работать с мыслями — и почему стоит это делать

Yoga Journal
Как познакомиться с новым мужем Как познакомиться с новым мужем

Технику пикапа – не на одну ночь, а на долгую счастливую жизнь

Tatler
Из Дубая – на Марс Из Дубая – на Марс

Оригинальная российская технология конструкторов пробивает себе дорогу

Популярная механика
3 урока зарубежного рынка работы с блогерами, которым стоит поучиться в России 3 урока зарубежного рынка работы с блогерами, которым стоит поучиться в России

Зарубежный рынок influence-маркетинга отличается от российского

Forbes
Искусственные пальцы, спасающие жизни: как сотрудник лаборатории создал бизнес из диссертации Искусственные пальцы, спасающие жизни: как сотрудник лаборатории создал бизнес из диссертации

Кимо Джонсон мечтал стать музыкантом, но увлекся программированием

Forbes
Когда сигары недостаточно: чем правильно закусывать виски, чтобы не убить образ эстета Когда сигары недостаточно: чем правильно закусывать виски, чтобы не убить образ эстета

Виски нельзя, как водку, занюхивать и закусывать чем попало

Playboy
Крепкий орешек Крепкий орешек

Наталья Давыдова — о досадных ошибках на пути к идеальным ягодицам

Vogue
Вам пора всерьез задуматься (и позаботиться) о своих стопах Вам пора всерьез задуматься (и позаботиться) о своих стопах

Ключ к успеху находится у вас не в руках, а в ногах

GQ
Матери-героини! Самые эффектные выходы звёзд сразу после родов Матери-героини! Самые эффектные выходы звёзд сразу после родов

После рождения ребёнка эти женщины не стали отсиживаться дома

Cosmopolitan
Война войной: что входит в сухой паек армий мира Война войной: что входит в сухой паек армий мира

На голодный желудок мало чего сделаешь, не говоря уже о защите отечества

Популярная механика
Сколько стоит человек: от волос до почек и скелета Сколько стоит человек: от волос до почек и скелета

Cчитаем, сколько стоит Homo sapiens, 1 штука

Популярная механика
Неполноценность – это наша сила Неполноценность – это наша сила

Адлерианский подход помогает решать разные проблемы от депрессию до тревожность

Psychologies
What the fake: какие предметы дизайна чаще всего подделывают в России What the fake: какие предметы дизайна чаще всего подделывают в России

Подделки, фейки, реплики, заимствования — норма жизни современного общества

Forbes
Вещи, мысли и музыкальные наследники Курта Кобейна Вещи, мысли и музыкальные наследники Курта Кобейна

Esquire разобрался в мыслях, вещах и музыкальных наследниках Курта Кобейна

Esquire
Мортира Маллета: как создавали гигантское орудие войны Мортира Маллета: как создавали гигантское орудие войны

Талантливый инженер Роберт Маллет создал самую большую мортиру

Популярная механика
Их союз выдержал испытание Их союз выдержал испытание

Мы можем дружить годами и семьями, а потом происходит что-то и связь обрывается

Psychologies
Что не так с фильмом «Скандал» Что не так с фильмом «Скандал»

Видимо, иногда лучше не снимать кино вовсе, чем осторожничать до последнего

GQ
Пять раз отмерь Пять раз отмерь

Главные ошибки филантропов и основателей частных благотворительных фондов

Forbes
Самый большой секрет на Уолл-стрит: как мормонская церковь в тайне создала фонд на $100 млрд Самый большой секрет на Уолл-стрит: как мормонская церковь в тайне создала фонд на $100 млрд

Мормонская церковь в США в тайне от всех создала один крупный инвестфонд

Forbes
10 смертельных инноваций Первой мировой войны 10 смертельных инноваций Первой мировой войны

Первая мировая война показала, что прогресс способен быть убийственным

Популярная механика
Пьер Андре: «Важно не остановить старение, а научиться стареть красиво» Пьер Андре: «Важно не остановить старение, а научиться стареть красиво»

Эксперт в сфере красоты о том, какие средства способны сделать нас моложе

Здоровье
Марго Робби: «Тишина меня оглушает, моя стихия – шум» Марго Робби: «Тишина меня оглушает, моя стихия – шум»

Она признанный талант, актриса с широким диапазоном

Psychologies
Женщины предпочитают бородатых? Женщины предпочитают бородатых?

Почему девушек так привлекают бородатые мужчины?

Psychologies
Валерия Розов: Как неудачное интервью может погубить HR-бренд компании Валерия Розов: Как неудачное интервью может погубить HR-бренд компании

Как соискателю защититься, если HR играет не по правилам

СНОБ
Иван Сорокин: Три вируса, которые убивают личность уже несколько тысяч лет, или Как воспитать лидера Иван Сорокин: Три вируса, которые убивают личность уже несколько тысяч лет, или Как воспитать лидера

Как поставить правильную цель в воспитании ребенка

СНОБ
Меган и Гарри. Неприкаянные Меган и Гарри. Неприкаянные

Сумеют ли герцоги Сассекские выдержать испытание свободой и сохранить семью?

Караван историй
Анна Плетнева: Анна Плетнева:

Анна Плетнева - о том, как она находит баланс между работой и личной жизнью

Cosmopolitan
Това Мирвис: Женский клуб Това Мирвис: Женский клуб

Роман американской писательницы Товы Мирвис, который выйдет весной

СНОБ
Открыть в приложении