«История как наука и политика: Эксперименты в историографии и Советский проект»
Как Вавилов стал посредником между научным сообществом и большевиками
Кажется, что в XXI веке история переживает «научный поворот», преодолевая разделение между естественными и гуманитарными дисциплинами. Однако историки заимствовали идеи и методы ученых-естественников и до этого. В книге «История как наука и политика: Эксперименты в историографии и Советский проект» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Марией Семиколенных, историк науки Елена Аронова прослеживает судьбы шести интеллектуалов и их масштабных программ, чтобы понять, как практики генетики, ботаники и информатики становились востребованными среди историков. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о начале карьеры Николая Вавилова.
Менделеев биологии
Вавилов родился в семье состоятельного директора мануфактурной компании и имел возможность получить прекрасное образование, перед тем как сделал свой выбор агрономии как карьеры. В 1911 году Вавилов окончил Московский сельскохозяйственный институт (знаменитую «Петровку») и в числе немногих других выпускников был рекомендован к продолжению обучения. В рамках своей подготовки к профессорскому званию Вавилов прошел стажировку в Бюро прикладной ботаники в Санкт-Петербурге. Основанное при Александре III вскоре после катастрофического по масштабу голода 1891–1892 годов, Бюро было частью предпринятой царским правительством программы модернизации сельского хозяйства Российской империи с целью предотвратить новые продовольственные кризисы. С года его несменным директором был Роберт Регель, сын обрусевшего немецкого садовода и ботаника, в 1855 году переехавшего в Россию и возглавившего Императорский Ботанический сад в Санкт-Петербурге. Будучи непосредственным участником процесса интернационализации науки (о которой шла речь в первой главе), Регель организовал Бюро по образцу Департамента сельского хозяйства США (USDA), который был создан в конце XIX века в рамках американского проекта усовершенствования и модернизации сельского хозяйства. По примеру американского Департамента сельского хозяйства, Бюро Регеля озадачилось организацией и сбором коллекции семян основных сельскохозяйственных культур. К началу ХX века Бюро стало важнейшим центром растениеводства и селекции дореволюционной России. Вавилов провел там нескольких месяцев, изучая используемые в Бюро приемы и методы, и в последующие годы продолжал поддерживать с ним тесную связь.
В 1913 году Вавилов отправился на обязательное для будущего профессора императорского университета двухлетнее обучение в крупнейших мировых центрах по выбранной специальности. Большую часть своей заграничной стажировки Вавилов провел, работая под руководством Уильяма Бэтсона, лидирующего пропагандиста новой науки, генетики, которую Бэтсон сам и нарек таковой в году. Вавилов провел в Бэтсоновском Институте садоводства (John Innes Horticultural Institution) неподалеку от Лондона больше года, работая над своей диссертацией, посвященной иммунитету растений к инфекционным заболеваниям. Однако начало Первой мировой войны прервало стажировку: Вавилову необходимо было вернуться в Россию как военнообязанному. К военной службе его признали непригодным из-за старой травмы глаза, но после того, как Россия потерпела катастрофические потери в кампаниях против немецкой армии в феврале 1916 года, его все-таки призвали. Признанный неспособным к службе в армии, он был приписан к Министерству сельского хозяйства, которое назначило ему задание: выяснить причины болезни, поражающей солдат императорской армии в северной Персии (современном Иране). Прибыв на место, Вавилов обнаружил, что заболевших солдат кормили хлебом из пораженной заболеванием пшеницы. Поскольку выполнение задания не заняло много времени, Вавилов решил воспользоваться предоставившейся возможностью для ботанического изучения местности и приступил к поиску и сбору устойчивых к болезням и обладающих другими ценными качествами разновидностей растений Памира. Эта первая экспедиция стала поворотным моментом в его карьере.